• Богоматерь Иерусалимская

    В центре иконы изображены Богоматерь и Младенец, смотрящие друг на друга. В верхнем поле изображены Иоанн Предтеча (в центре), по сторонам от Него Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. На боковых полях помещены полуфигуры святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Петра, митрополита Московского и Леонтия, епископа Ростовского. На нижнем поле мученики Мина и Никита. Фигуры трех неизвестных святых в центре нижнего поля полностью утрачены.
  • Богоматерь Одигитрия

    Почти все поле средника занимает полуфигура Богоматери. Пропорции вытянутые. Правая рука согнута в локте. На левой держит сидящего Младенца.
  • Богоматерь Одигитрия

    Богоматерь изображена фронтально, ее голова слегка повернута к Младенцу, сидящему на ее левой руке, правая рука Марии простерта перед грудью и обращена к сыну. Младенец представлен строго фронтально. Правой рукой он благословляет, в левой держит свернутый белый свиток, поставленный на колено.
  • Богоматерь Одигитрия

    Богоматерь с Младенцем представлена в классической схеме Одигитрии. Она изображена почти фронтально, чуть склонившись головой к Сыну, тогда как ее взгляд обращен к зрителю. Десница Богоматери молитвенно обращена к Младенцу, который восседает на ее левой руке. Его правая рука сложена в двуперстном благословении, в левой  - Он держит свернутый свиток.
  • Богоматерь Одигитрия

    Богоматерь изображена почти фронтально, чуть склонившись головой к Сыну, восседающему на Ее левой руке. Десница Богоматери молитвенно обращена к Младенцу. Его правая рука сложена в двуперстном благословении, в левой  - Он держит свернутый свиток.

  • Богоматерь Одигитрия

    Изображение характерно для икон московского круга с этим иконографическим сюжетом, написанных в середине – второй половине XV в. Богоматерь изображена почти фронтально, со слегка повернутой в сторону младенца Христа головой, при этом ее взгляд обращен на зрителя. Десница Богоматери простерта к Христу, восседающему на ее левой руке. Он изображен фронтально, с благословляющей правой рукой и свитком в левой руке. Левая нога Христа слегка приподнята. Одежды Христа и Богоматери обильно покрыты золотым и серебряным ассистом. Особенностью иконы является изображение между краями мафория Богоматери ее хитона, по вороту которого проходит узор в виде декоративно-криптографического письма. На обороте иконы, на сорочке надпись: «Княгини Анны Микулинской». Оклад иконы серебряный позолоченный басменный с плотным узором в виде плетенки на фоне и цветов, окруженных волнистым стеблем, на полях.
  • Богоматерь Одигитрия

    Богоматерь и Младенец представлены прямолично, в строгих, торжественных позах. Правой рукой, изображенной в традиционном молитвенном жесте, Богоматерь словно указывает предстоящим на Христа как на Спасителя рода человеческого и будущего Судию мира. Младенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток.
  • Богоматерь Одигитрия

    Икона является точным списком чтимого образа Богоматери Одигитрии из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Богоматерь изображена фронтально, ее голова слегка повернута к Младенцу, сидящему на ее левой руке, правая рука Марии простерта перед грудью и обращена к сыну. Младенец представлен строго фронтально. Правой рукой он благословляет, в левой держит свернутый белый свиток, поставленный на колено. В верхних углах иконы – полуфигуры архангелов Михаила (справа) и Гавриила (слева) с покровенными руками.
  • Богоматерь Одигитрия

    Известно, что в XIV веке по заказу суздальского архиепископа Дионисия в Константинополе была выполнена  икона «Богоматерь Одигитрия» - копия с древней чудотворной святыни монастыря Одигон. Впоследствии этот список был перенесен в собор Вознесения  Вознесенского монастыря, основанного в Московском Кремле великой княгиней Евдокией.  В 1482 году, во время пожара живопись ее обгорела, и Дионисию поручили ее обновить. К иконографическим особенностям иконы следует отнести изображение Младенца, а также поясные фигуры архангелов Михаила и Гавриила, по-видимому, перешедшие из древней композиции.

  • Богоматерь Одигитрия

    Поясное изображение Богоматери, левой рукой придерживающей Младенца Христа. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте, а левая держит свиток.
  • Богоматерь Одигитрия

    Десница Богоматери молитвенно обращена к Младенцу, который царственно восседает на ее левой руке. Вероятно, икона является списком с образа из кремлевского Вознесенского монастыря в Москве. Она написана на доске почти такого же размера и близка по композиции и ряду деталей: Младенец держит свиток, упирая его в левое колено, в верхних углах средника полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Слева от фигуры Богоматери располагается крупная надпись «И Одигитриа» с грецизирующим начертанием отдельных букв. Интересной особенностью иконы являются изображения орудий Страстей в руках архангелов – большого восьмиконечного креста у левого (Михаила?) и копия и трости с правого (Гавриила). Этот иконографический мотив, возникший в византийском искусстве середины XII века, не типичен для изображений Богоматери Одигитрии и чаще всего встречается в иконах Богоматери Умиление, где он служит указанием на грядущую крестную жертву Спасителя и наделяется евхаристической символикой. В муромской иконе орудия Страстей в руках ангелов соотносятся с темой искупления человеческого рода воплотившимся Логосом – Христом, на которого указует Богоматерь.

  • Богоматерь Одигитрия

    Поясное изображение Богоматери, держащей на правой руке Младенца.
  • Богоматерь Одигитрия

    На иконе представлена Богоматерь Одигитрия с изображениями апостолов на полях.
  • Богоматерь Одигитрия - Святитель Николай Чудотворец

    Двухсторонняя икона. На лицевой стороне иконы изображение Богоматери с Младенцем  в типе Одигитрии. На обороте – поясное изображение Николая Чудотворца.
  • Богоматерь Одигитрия с избранными святыми

    Пядничная икона. В среднике Богоматерь Одигитрия. На полях изображены святые в рост: на левом поле – Иоанн Предтеча и святитель Николай Чудотворец; на правом – архангел Михаил и преподобный Кирилл Белозерский. Святые показаны в молитвенном обращении к Богоматери.
  • Богоматерь Одигитрия, с святыми Киром и Василием Великим

    Богоматерь с Младенцем представлена в классической схеме Одигитрии. Она изображена почти фронтально, чуть склонившись головой к Сыну, тогда как ее взгляд обращен к зрителю. Десница Богоматери молитвенно обращена к Младенцу, который царственно восседает на ее левой руке. Его правая рука сложена в двуперстном благословении, в левой он держит свиток, которым опирается на колено. Обращает на себя внимание такая иконографическая деталь, как серьга в правом ухе Богородицы. В верхних углах средника, в двух небольших медальонах, размещены полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила, молитвенно — с покровенными руками — обращенных к Богоматери. В верхней части боковых полей изображены святые патроны заказчиков иконы — целитель Кир и Василий Великий. Василии Великий представлен в традиционной святительской иконографии, в вишневой фелони и красном подризнике, тогда как Кир изображен в облачении врача-бессребреника — в хитоне и плаще, из-под которого свешивается целительекии фартук, напоминающий епитрахиль. В руках он держит стило и целительскую пиксиду. Эти иконографические особенности, редкие для изображения св. Кира (обычно он изображается в одеждах монаха), подчеркивают его почитание как целителя. Над фигурами святых четко читаются именующие надписи: «Кюръ» и «Васили».


  • Богоматерь Одигитрия. Святая Троица

    Двусторонняя икона-таблетка из комплекса «Софийских таблеток» на лицевой стороне изображена Богоматерь Одигитрия, на обороте - Святая Троица. Дар госпожи Рокфеллер.


  • Богоматерь Праворучица

    Поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца. В левой руке Младенец держит Евангелие, а правой благословляет.  
  • Выносная (запрестольная) икона Святитель Николай Чудотворец, Богоматерь Одигитрия Петровская

    Изображение святого Николая относится к XIV веку, а Богоматери с Младенцем к XVI. Николай Чудотворец  представлен по пояс, фронтально. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. Лик святителя с высоким лбом и глубоко посаженными глазами обрамляют светлые волосы и небольшая курчавая борода. Он облачен в фелонь, на плечах белый омофор с черными крестами. Силуэт фигуры изыскан, колорит строится на сочетании открытых чистых красок, несколько приглушенных введением светлых разбеленных охр. Личное письмо характеризует строгая графичность моделировки и активные белильные движки. Вероятно, что икона написана русским мастером по византийскому образцу.
    Богоматерь указует на благословляющего  Младенца Христа, держащего в руке свиток.