Богоматерь Одигитрия – один из самых распространенных вариантов изображения Богоматери с Младенцем в византийском и русском искусстве. В этом иконографическом изводе Младенец сидит на левой руке Богоматери, правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя), лики Богоматери и Младенца не соприкасаются.

Этот иконографический тип является одним из древнейших, хотя само наименование «Одигитрия» появляется в источниках не ранее IX века. Существуют различные предположения относительно происхождения иконографии Одигитрии. По преданию икона была написана евангелистом Лукой и привезена в середине V века из Святой Земли супругой императора Феодосия Евдокией. Затем, одни источники сообщают, что икону разместили во Влахернском храме, а другие - в храме монастыря Одигон. С этим монастырем, по мнению некоторых специалистов, связан эпитет «Одигитрия». Н. П. Кондаков считал, что данный иконографический тип сложился в Палестине или Египте еще до VI века, и в течение VI века получил широкое распространение по всему православному Востоку и в Византии. По другим предположениям изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции «Поклонение волхвов», широко распространенной в раннехристианском искусстве. Возможно, первоначально Богоматерь изображалась в рост, стоящей или сидящей.

Особым почитанием пользовалась чудотворная икона Богоматери Одигитрии, хранившаяся в одном из монастырей Константинополя, в послеиконоборческую эпоху. С ней связана легенда, которая сохранилась в латинской рукописи XII века. Эта рукопись представляет собой перевод с греческого первоисточника 1063 – 1081 годов, описывающего святыни Константинополя: «…около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре — святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится «путеводительница», потому что некогда было двое слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет... С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами. Много народу ходит с ней: мужчины впереди, а женщины позади». В правление династии Комнинов эта чудотворная икона почиталась как защитница Константинополя – с ней связывали чудесное избавление города от нашествия аваров и славян в VII веке. Императоры относились к ней как к личной святыне императорского дома. Также ее почитали как ходатаицу за души усопших и избавительницу от недугов и всяческих бед. По свидетельству историка Михаила Дуки, икона Богородицы, которую отождествляют с чудотворной «Одигитрией», была уничтожена турками после завоевания Константинополя в 1453 году.

Иконографический тип «Одигитрии» известен в древнерусской иконописи с XI – XII века. Например, икона Богоматери Одигитрия с поясным Георгием на обороте начала XII века из Успенского собора Московского Кремля. С XV века различные изводы этого иконографического типа получают наименования по месту почитания. Например: Смоленская, Тихвинская, Седмиезерская и т.д.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т.1. — СПб., 1914–1915.

2. Щенникова Л. А. Царьградская святыня «Богоматерь Одигитрия» и ее почитание в Московской Руси. // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию А. Н. Грабара. СПб., 1999.

3. Лифшиц Л. И. Богоматерь Одигитрия.// Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №27. М., 1995.

4. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №27. М., 1995.

5. Попова О. С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М., 1980.

6. Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. Альманах «Странный мир», 1991. Интернет-ресурс: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/04g/glad_ner/dictionary/contents.html

7. Евсеева Л. М. Богоматерь Одигитрия – Никола Чудотворец.// Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания. Вып. 1. М., 2000.

8. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков: Каталог выставки. М., 1995.

9. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

10. Иконы XIII – XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М.: «Северный паломник», 2007.