Богоматерь Одигитрия

Иконография: Одигитрия

Датировки: XVI в. Первая половина XVI в.

Иконописная школа или художественный центр:  В традиции столичного искусства эпохи Дионисия, но принадлежит к более позднему этапу развития стиля, соответствующего времени правления великого князя Василия III.

Иконописец: Возможно, московский иконописец

Происхождение: Первая половина XVI века.

Материал: Дерево, паволока, левкас

Размеры иконы:  высота 132 см, ширина 103 см

Десница Богоматери молитвенно обращена к Младенцу, который царственно восседает на ее левой руке.Вероятно, икона является списком с образа из кремлевского Вознесенского монастыря в Москве. Она написана на доске почти такого же размера и близка по композиции и ряду деталей: Младенец держит свиток, упирая его в левое колено, в верхних углах средника полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Слева от фигуры Богоматери располагается крупная надпись «И Одигитриа» с грецизирующим начертанием отдельных букв. Интересной особенностью иконы являются изображения орудий Страстей в руках архангелов – большого восьмиконечного креста у левого (Михаила?) и копия и трости с правого (Гавриила). Этот иконографический мотив, возникший в византийском искусстве середины XII века, не типичен для изображений Богоматери Одигитрии и чаще всего встречается в иконах Богоматери Умиление, где он служит указанием на грядущую крестную жертву Спасителя и наделяется евхаристической символикой. В муромской иконе орудия Страстей в руках ангелов соотносятся с темой искупления человеческого рода воплотившимся Логосом – Христом, на которого указует Богоматерь.

Реставрирована в 1994-1996 годах в ВХРНЦ им. И. Э. Грабаря Н. В. Дунаевой, А. Ю. Любавским, О. А. Пригородовой.

© Муромский историко-художественный музей

Литература:

О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 3.

  • Общий вид