Воздвижение Креста с праздниками
Иконография: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Избранные праздники
Датировки: XIX в. 1826 год.
Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи
Иконописец: Першин Евстигней
Происхождение: Подарена С.Ф. Паклиным в 1940 году.
Материал: Дерево, левкас, темпера, золото
Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 31,2 см
В среднике – многофигурная композиция – «Воздвижение Креста». В фигурных сегментах в углах средника изображены евангелисты. Вверху слева Иоанн Богослов на Патмосе с учеником Прохором. В правом верхнем углу евангелист Матфей. Внизу справа Лука пишет образ Богоматери, слева евангелист Марк. Изображения евангелистов соответствуют апокрифическому сочинению «Беседа трёх святителей», согласно которому евангелисты соотнесены с частями света: на востоке Матфей, на западе Марк, на севере Иоанн, на юге Лука. Миниатюрные изображения евангелистов в углах иконы или средника следует отнести к особым приметам подобных палехских икон. В иконе Евстигнея Першина аккумулированы некоторые характерные особенности палехской иконописи 1820-30-х годов. В личном письме наблюдается определённый контраст между тёмной санкирной подготовкой и белилами, отмечающими высветления щёк, носа, лба, а также отчётливо видимой подрумянкой. Цветовая гамма выглядит более насыщенной по сравнению с иконами рубежа XVIII-XIX веков, т.к. краски положены плотно, непрозрачно. В красочной гамме преобладают коричневато-охристые тона, сложные оттенки красного. Объёмы моделированы преимущественно цветными пробелами, золото больше работает как цвет. В орнаментике тканей почти осязаема имитация дорогой парчи и рытого бархата за счёт горизонтальной золотой штриховки. Но самих орнаментированных одежд становится меньше. На одеждах практически исчезают оплечья, каймы, поручи с жемчужными обнизями и драгоценными камнями. Архитектура декорирована не условными белильными розетками и завитками с притенениями, на многоцветных палатах достаточно реалистично изображены элементы архитектурного и скульптурного декора с добавлением в белила контрастных пигментов. На Кресте, половицах просматривается едва заметный рисунок древесины. Лёгкие изящные горки обведены красно-коричневым цветом по контрасту со светлыми белильными лещадками. На полях иконы – Праздники:
1.Рождество Богородицы;
2. Введение Богородицы во храм;
3. Сошествие во ад;
4. Благовещение;
5. Рождество Христово;
6. Сретение Господне;
7. Богоявление;
8. Вход Господень в Иерусалим;
9. Преображение Господне;
10. Вознесение Господне;
11. Успение Богородицы;
12. Собор архангела Михаила;
13. Троица (Гостеприимство Авраама);
14. Сошествие святого Духа;
15. Усекновение главы Иоанна Предтечи;
16. Огненное восхождение пророка Илии.
Инв. № ГМПИ 1606\596. ДИ-20-И. © Государственный музей Палехского искусства