Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Но еще в начале столетия, сперва в московскую, а потом и в иконопись суздальских деревень, проникли натуралистические тенденции светской европейской живописи, что в конечном итоге, нашло непосредственное отражение в палехских образах.

Мастера Палеха наряду с новыми веяниями столичной живописи не отказались от старых стилевых особенностей, что повлекло за собой сложение региональной школы, расцвет которой пришелся на XVIII век. Также источниками для работ палехских изографов до конца XIX – начала XX веков служили новгородский стиль XV века и строгановские письма. Монументальность, содержательность и спокойствие образов, лаконизм как в построении композиции, так и в цветовой гамме отражают влияние новгородского стиля. Сложность композиции, миниатюрность фигур, множество вариаций пейзажных элементов, низкий горизонт, тонкая линеарность, богато украшенные золотом одежды и орнаменты указывают на близость к Строгановской школе.

Натуралистические тенденции в московской иконописи XVII века проявились во фряжской манере письма, которая до Палеха, в полной мере, дошла лишь к концу XVIII века. Палехские фряжские письма можно разделить на две разновидности: это "золотофонное" и, более позднее "голубофонное". Первое направление являет собой иконы, где нимбы, кайма и фон покрывались ровным слоем золота, а затем на них чеканили узоры и сверху раскрашивали лаковыми красками, имитируя эмаль. Второе течение появилось в конце XIX века - здесь вместо золотого фона использовали голубой, но венцы и кайма оставались по-прежнему золотыми и с чеканным орнаментом. Во многом, живопись этой поздней фрязи испытывала сильные влияния академичности, что особенно ярко выразилось в натуралистических пейзажах.

Палехская икона отличалась усложнением композиции путем добавления множества разнообразных элементов, многофигурности и, в житийных иконах, многоклеймовости. Вместе с тем, построение форм в местной иконе отличалось симметрией и законченностью. Фигуры святых, изображенные в свободных поворотах, имели вытянутые пропорции, но обладали и вещественностью, телесно они были частью земного мира, хотя внутренне пребывали уже в горнем. Иконопись Палеха характеризуют многослойные плави и роскрыши, общий красновато-золотистый тон всей живописи, светлое личное письмо, архитектурные декорации, выполненные в манере близкой к строгановской школе.

Реставрация росписей Крестовоздвиженского собора в 1907 году оказалась последней масштабной работой палехских иконописцев. Вернувшись с фронтов Первой мировой войны палехские мастера начали организовывать артели по росписи шкатулок. А в 1924 году была основана «Палехская артель древней живописи». Мастера миниатюры понимали, что самое ценное в их работе – это дореволюционная иконописная школа. Используя технические иконописные приемы, они начали создавать росписи с совсем иными сюжетами.

В наши дни в Палехе сосредоточено огромное количество иконописных мастерских, где придерживаются устоявшихся традиций местной школы.

Литература:

1) Зиновьев Н. Искусство Палеха. Л., 1968.

2) Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. // Памятники древнерусской письменности и искусства. СПб, 1901.