После описанных в Евангелии событий - Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Христа, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении после разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году, на некоторых из них были построены языческие храмы. Обретение святого Креста имело место в царствование императора Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и восходит к утраченному источнику IV века), святой Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Исцеление от прикосновения указало Истинное Древо Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом для всеобщего обозрения. Вторая версия предания, возникшая в конце IV – начале V веков, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо воскрешения через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима. Третья версия предания, возникшая в Сирии в первой половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и сообщает, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке. Несмотря на древность первой версии предания об обретении Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (например, Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала вторая версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения, она же легла в основу сложившейся иконографии праздника.

По свидетельству святителя Кирилла Иерусалимского, уже к середине IV века, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. Точная дата обретения Креста неизвестна; предположительно, событие свершилось в 325 или в 326 года. После обретения Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика (Мартириум). День Обновления (т. е. освящения храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя (13 или 14 сентября) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления. Постепенно Воздвижение Креста становится более значительным праздником, чем праздник Обновления, и входит в число двунадесятых праздников православной церкви.

Ранние изображения Крестовоздвижения показывают этапы формирования иконографии – чин воздвижения Креста в Софийском соборе в Константинополе, например, на миниатюре из Минология Василия II (976-1025 гг.) епископ стоит на ступенчатом амвоне перед алтарем, держа в вытянутых руках Крест.

Историческая сцена с патриархом Макарием легла в основу традиционной иконографии Крестовоздвижения, примеры которой известны с IX века, а в русских иконах XV-XVI веков композиция получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы; справа под киворием - царь и царица; на первом плане - певцы. Самое раннее изображение такого извода сохранилось на таблетке из Софийского собора в Новгороде (XV век, НГОМЗ), а также повторяется на следующих иконах: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (начало XVI века, ГТГ); «Воздвижение» второй половины XVI века (ГТГ); трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя икона «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI век, ГИМ).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. № 399, 625

2. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982. С. 302-303, 315.

3. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004.

4. Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев, 2004.

5. Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня. Интернет-ресурс: http://vozdvizhenie.paskha.ru/istoria/prazdnik/

6. Успенский Н.Д. Чин воздвижения Креста: историко-литургический очерк // Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. М., 2007. Т. 3

7. Диак. Михаил Желтов, Лукашевич А. А., Квливидзе Н. В. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005 . С. 160-171.