Петр, апостол
Иконы
-
Радиальная грань. Ростовое изображение апостол Петра со свитком в руке. В верхней части – изображение херувима
-
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Петра в трехчетвертном повороте.
-
Поясное изображение апостола Петра в трехчетвертном повороте.
-
Икона из Деисусного чина.
-
Икона из Деисуса. Изображение апостола Петра в рост в трехчетвертном повороте. Входит в состав «Покровского чина», который по стилистическим особенностям и колориту можно отнести к северной ветви ростовской иконописной традиции. Иконы отличает графичность линий, изысканные цвет и силуэты фигур.
-
Икона Деисусного чина. Ростовое изображение апостола Петра в трехчетвертном повороте.
-
-
Ростовое изображение апостола Петра в молении. В основе цветового решения Деисусного чина лежит новгородская триада из красного, зеленого и желтого. Образы исполнены внутренней экспрессии, хотя в тоже время в их трактовке на смену мощным формам пришли более стройные пропорции.
-
Икона из деисусного чина. Святой изображен в рост.
-
Изображение апостола Петра в рост в трехчетвертном повороте.
-
Икона из Деисусного чина иконостаса с изображением апостола Петра, его правая рука представлена в традиционном молитвенном жесте, а в левой руке он держит ключи и свернутый свиток
-
В нижнем регистре помещено ростовое изображение апостола Петра в трехчетвертном повороте. В верхнем – Сретение
-
Радиальная грань. В верхней части ростовое изображение апостола Петра. Ниже – сцена Положения во Гроб.
-
Изображение поясное. Апостол обращен вправо к Христу, голова его немного склонена. Жест правой руки молитвенный. Левой рукой Петр держит конусособразно согнутый большой лист пергамена с текстом. Под листом на шнурке висит ключ.
-
Апостолы Петр и Павел представлены обращенными друг к другу, в спокойных позах, словно ведущие тихую беседу. Петр держит в руках свиток, Павел – Евангелие.
-
Апостолы Петр и Павел изображены в рост в трехчетвертном обороте. Петр держит в руке свиток, Павел – Евангелие. На верхнем поле помещена Богоматерь Знамение.
-
Стройные фигуры святых увенчаны несоразмерно крупными по пропорциям головами. Светлые, переливающимися цветными пробелами одежды апостолов написаны в ином стилевом ключе, чем резкие по контрастному сочетанию больших плоскостей киновари и зелени фон и позем.
Такая «сборность» стилевых особенностей иконы обычно свидетельствует о провинциальности происхождения иконы.
-
Апостолы Петр и Павел, с житием
Апостолы Петр и Павел изображены в молении Богоматери Знамение. Средник окружен двадцатью житийными клеймами.
-
Икона – двурядица. Сцена «Благовещения» изображена в верхней части.
-
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.
-
Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и апостолом Климентом
На иконе Богоматерь представлена на престоле держащей Младенца на руках. По сторонам от престола изображены предстоящие Николай Чудотворец и апостол Петр. -
Двусторонняя икона-«таблетка» «Святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов»/«Апостолы Петр и Павел»
Двусторонняя икона-«таблетка» с изображением с одной стороны святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, с другой - апостолов Петра и Павла. Основу иконы составляют два склеенных между собой куска очень тонкой льняной ткани, покрытых с обеих сторон меловым грунтом. Фон икон золотой, изображения заключены в киноварные рамочки.
-
Из деисусного чина. Фрагмент. Лик Петра.
-
Из деисусного чина. Апостол Петр представлен со свернутым свитком (его изображение не сохранилось) и связкой ключей от врат рая.
-
Икона "Апостолы Пётр и Павел" - то, что сделал с иконой за 6 лет московский реставратор Юрий Рузавин, называют чудом. Краски теперь насыщенные, как будто образы святых только что написали. На памятнике XI столетия осталось всего несколько небольших потемневших от времени фрагментов.
Не менее сложной была реставрация оклада иконы. Он состоит из 500 серебряных фрагментов, покрытых золотом. Но в некоторых местах желтого покрытия нет. Специалисты говорят – это металл не XI века, а более поздние вставки. Кроме того, удалось обнаружить древнерусскую чернь – еще недавно она сливалась в окислившейся серой поверхностью.
Оклад иконы XI столетия отныне на долгие годы избавлен от потемнения – его законсервировали, а изображение апостолов Петра и Павла, вероятно, приобретет ещё больший лоск.
Парное изображение Пётра и Павла из Софийского собора - самое древнее среди дошедших до нас произведений иконописи византийского мира. Апостолы представлены в легком повороте друг к другу и к Христу, чье оплечное изображение помещено в верхней части средника. Христос правой рукой благословляет, а левой прижимает к груди Евангелие. Позы и атрибуты апостолов отражают особенности их почитания. Павел держит закрытую книгу в богато украшенном окладе. Апостол Петр держит свернутый свиток - символ учения, а также длинный золотой посох - символ его особого пастырского подвига. Ключи в руке Петра напоминают о его роли, как хранителя врат Рая, встречающего праведников в Царстве Небесном.
-
В среднике помещено фронтальное изображение святых апостолов Петра и Павла в рост. Вокруг расположены житийные клейма.
-
Икона из деисусного чина иконостаса. Изображение апостола Петра является одним из семи обязательных элементов любого расширенного деисусного ряда, в котором оно неизменно располагается третьим по правую руку от Христа, за Богоматерью и архангелом Михаилом. Петр представлен в обычной для деисусной композиции позе, с протянутой в молении правой рукой. В левой руке он сжимает свиток и ключ — обязательные атрибуты иконографии этого апостола.
-
Святитель Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми
В среднике помещено поясное изображение святителя Николая. На верхнем поле иконы представлен Деисус с образом Спаса Нерукотворного в центре. По сторонам от Спаса представлены поясные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила. По сторонам от центрального образа Николая Чудотворца помещены полуфигуры великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, целителей Космы и Дамиана. В нижней части средника находятся изображения первомученика архидиакона Стефана, великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары, а также мученика Мины. -
На иконе представлено фронтальное изображение апостолов в рост, каждый из них держит раскрытое Евангелие. Апостол Пётр держит в правой руке ключи от христианской церкви, вручённые ему Христом. Апостол Павел изображён с мечом в правой руке.