Апостол Петр родился в городе Вифсаида в Галилее, имел жену и двоих детей, у него был дом в Капернауме, где он занимался рыболовством вместе со своим младшим братом – апостолом Андреем Первозванным, который привел его ко Христу. До своего апостольского призвания его звали Симон, имя Петр возникло от прозвища Кифа (Камень, по-гречески – Петр), которым его назвал Христос за твердое понимание христианского учения, на камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Апостол Петр стал одним из ближайших учеников Христа и видел самые великие чудеса Спасителя и вместе с апостолами Иаковом Заведеевым и Иоанном Богословом присутствовал в самые сокровенные моменты Земной жизни: Преображение на горе Фавор, Гефсиманская молитва, воскрешение мертвых, исцеление больных. После взятия Христа под стражу Петр трижды отрекся от Него, как предсказывал Спаситель. Свое отречение он омыл горькими слезами раскаяния, после Своего воскресения Господь восстановил Петра в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему заботиться о пастве.

Апостол Петр проповедовал в разных странах: Сирии, Малой Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египте, Британии, совершал великие чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных, возглавлял 12 апостолов. По преданию, он был епископом Рима. Духовная сила, исходившая от него была настолько сильна, что люди клали больных на пути его движения по городу. Они верили, что даже тень его, осеняя увечных, исцеляла их (Деян. 5: 15). Около 42 года император Ирод Агриппа посадил апостола в темницу, из которой его чудесным образом освободил Ангел. Апостол Петр написал два соборных послания, которые вошли в Новый Завет, они обращены «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» – провинциях Малой Азии. К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году (по другой версии в 64 году) через распятие вниз головой на перевернутом кресте, потому что не считал себя достойным умереть смертью Христа. Католическая Церковь почитает апостола Петра как первого папу.

Апостол Петр согласно Традиции изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком или Евангелием, иногда с жезлом в левой руке. В правой руке он часто держит ключи, иллюстрируя слова Христа: «Я дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 19). По преданию, первые иконы апостолов Петра и Павла написал евангелист Лука, иконы утрачены. Наиболее ранняя из сохранившихся икон апостола Петра находится в монастыре святой Екатерины на Синае, она датируется VI веком и написана восковыми красками в древней технике энкаустика. Изображение апостола Петра есть также в мозаичной композиции первой трети VI века «Второе пришествие Христа» в Базилике Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано) в Риме. По церковному преданию, равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону апостолов Петра и Павла, которая также утрачена. Древнейшая парная икона апостолов Петра и Павла (около 1050–1052 гг.) происходит из Софийского собора в Новгороде, она находится в собрании Новгородского музея (НГОМЗ).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая. Январь. Часть вторая. М., 1904. С. 26–30.
  2. Игнашина Е.В,, Комарова Ю.Б. Иконостас церкви Апостолов Петра и Павла «в Кожевниках». М., 2011.
  3. Сорокатый В.М. Иконостас новгородской церкви Петра и Павла «в Кожевниках» // Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997.
  4. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
  5. Тяжелов В., Сопоцинский О. Искусство средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. М., 1975.
  6. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982.