Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. Первый список с явленной иконы был сделан для царя Иоанна Грозного и его сыновей Иоанна и Феодора. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. «Самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы», дошедшей до нас в авторской рукописи 1594 года (ГИМ) и многочисленный позднейших списках. Икона особо почиталась династией Романовых. Список Казанской иконы находился в первом и затем во втором ополчении К.Минина и Д.Пожарского. В память чудесной помощи в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование Казанской иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.
Казанская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, правая рука Христа сложена в жесте благословения, левая рука опущена и скрыта под гиматием.
Существуют множество чудотворных списков с явленной иконы, известные под собственными именами по месту прославления.
Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М., 2000. С. 265–272.
2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира. Вып. 4. 2000. С. 181–189.
3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165.
4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. – М., 1884.
8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.