Деисус
Иконы
-
В среднике погрудное изображение Богоматери с Младенцем, по иконографии «Богоматерь Владимирская». Их окружают поясные прямоличные изображения святых. На верхнем поле – деисусная композиция со Спасом Нерукотворным в центре.
-
Богоматерь Ярославская, с Деисусным чином и избранными святыми
В среднике помещено изображение Богородицы с Младенцем, который словно поддерживает правой ручкой подбородок Богородицы, а в левой держит свернутый свиток. Последнее отличает икону от других изображений Богоматери Ярославской, в которых Младенец держится левой рукой за край ее мафория. На верхнем поле иконы – Деисус со Спасом Нерукотворным в центре, что является особенностью многих северных икон. Деисус включает изображения святителя Николая Чудотворца (вместо Богоматери), пророка Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила. На боковых полях внизу и на нижнем поле располагаются поясные фронтальные изображения святителя Иоанна Златоуста, апостола Иоанна Богослова, великомучениц Параскевы Пятницы и Варвары и великомученика Димитрия. -
Братья Алфановы, Сокольницкие чудотворцы
В первом ярусе помещены фронтальные изображения святых братьев Алфановых в рост: Климент, Кирилл, Никита, Никифор, Исаакий. В верхней части находится деисус в облаках.
-
На иконе представлен полнофигурный Деисус. В центре на троне изображен Христос; правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие.
-
Икона с оплечными изображениями Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи принадлежит к простейшему типу варианту деисусного чина, который получил греческое название «триморф».
-
Иисус Христос на троне с предстоящими Архангелами, Богоматерью и Иоанном Крестителем. В верхнем ряду два сюжета: Сошествие во Ад - Воскресение Христово; Троица .
-
Данный тип иконы (с Деисусом в верхнем регистре и прямоличными множества фигурами святых в двух нижних регистрах) достаточно редок, хотя внешне напоминает композицию икон-святцев. Возможно связь этой иконы с лицевыми подлинниками. Из этих источников художник мог почерпнуть такие довольно редкие иконографические детали, как изображение престола Спасителя без спинки и Евангелия в Его руках в зарытом виде. В колорите, с преобладанием традиционных для Новгорода темно-зеленых, красных и охристых тонов, а также в энергичной пробелке одежд и в типе коренастых фигур просматривается влияние новгородских образцов. В то же время упрощенность рисунка, прозрачность слоев охрения в «личном» письме, скупость цветовой гаммы свидетельствуют о провинциальном происхождении этой иконы.
-
В среднике изображение Спаса Вседержителя на престоле с благословляющим жестом правой руки, в левой - раскрытое Евангелие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
-
Деисус с мученицами Варварой и Параскевой Пятницей
В центре изображен восседающий на престоле Христос, который благословляет правой рукой, а левой придерживает закрытое Евангелие, опирающееся на колено. По сторонам, молитвенно воздев руки, стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, а за ними, во втором ряду, изображены мученицы Варвара и Параскева.
-
В центре – Спас, представленный фронтально, по сторонам – обращенные к нему Богоматерь и Иоанн Предтеча. Изображения оплечные.
-
Композиция состоит из трех отдельных частей, расположенных в живописных «оконцах»-клеймах, а прямоугольная доска сплошь окована серебряными золочеными пластинами разного размера с крупным травным орнаментом нескольких видов. В центре представлено изображение Святой Троицы с Богом Отцом в образе Ветхого Деньми (Днями), Христом в царских одеждах и короне и Духом Святым в виде голубя, причем Бог Отец и Христос восседают на одном престоле. Это изображение заключено в «славу», состоящую из круга с шестикрылыми херувимами и ромба с символами четырех евангелистов по углам. По сторонам располагаются фигуры Богоматери в царских одеждах и Иоанна Предтечи. Оба они изображены крылатыми или в коронах.
-
-
Деисусный чин и молящиеся новгородцы
Икона поделена по горизонтали на два равных регистра (небесную и земную зоны). В верхнем регистре расположен семифигурный Деисус с изображением Спаса на престоле в центре. В нижнем регистре размещены фигуры молящихся, разделенных на две группы.
-
В среднике находится погрудное изображение Николы, на верхнем поле располагается Деисус, а по сторонам от Николы изображены избранные святые.
-
В среднике иконы помещено поясное изображение благословляющего святителя Николая в полном епископском облачении, с Евангелием. Вокруг него, на верхнем и боковых полях представлены избранные святые. Вверху изображен поясной апостольский чин во главе с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам от престола уготованного. На боковых полях, попарно, сверху вниз: фигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Ипатия Гангрского, Кирилла и Афанасия Александрийских; святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба; мучеников Георгия и Димитрия Солунского,Флора и Лавра.
Ряд палеосных святых замыкают полуфигуры целителей Космы и Дамиана в нижних углах иконы.
-
Святитель Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми
В среднике помещено поясное изображение святителя Николая. На верхнем поле иконы представлен Деисус с образом Спаса Нерукотворного в центре. По сторонам от Спаса представлены поясные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила. По сторонам от центрального образа Николая Чудотворца помещены полуфигуры великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, целителей Космы и Дамиана. В нижней части средника находятся изображения первомученика архидиакона Стефана, великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары, а также мученика Мины. -
Святой Николай, с избранными святыми
В среднике – оплечное изображение святого Николая на красном фоне. Он представлен фронтально, в святительском облачении, от которого частично видны темно-охристая фелонь с украшенной жемчугом каймой у ворота и омофора. На полях изображены Деисус и поясные фигуры избранных святых.
-
Сошествие во ад, с деисусным чином
Центр композиции занимает сцена Сошествия Иисуса Христа во ад. По обеим сторонам расположены фигуры предстоящих.