«Деисус» («deesis») в переводе с греческого означает «моление, прошение, преклонение». В Древней Руси понятие «Деисус» могло обозначать, во-первых, иконы, изображавшие Христа с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечею; во-вторых, ряд, включающий эти иконы; в-третьих, весь иконостас, кроме местного ряда. Первое упоминание слова «Деисус» встречается в Ипатьевской летописи под 1288 годом. Использование слова «Деисус» как второго ряда иконостаса встречается в описях XVII века.

Иконы, изображавшие Христа с предстоящими по сторонам Богоматерью и Предтечею, в Византии именовались триморфами. Первое датированное упоминание о подобной иконе-триморфе относится к 629 году. Древнейшие из известных изображений относятся к VII веку. Подобные композиции делятся на два типа. К первому типу относятся погрудные и оглавные изображения Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, которые размещались над входом в храм или алтарь. Ко второму типу - изображения, в которых Богоматерь и Иоанн Предтеча представлены в рост в позе моления перед Христом. Подобные изображения составляли часть в некоторых композициях Страшного Суда. Их можно соотнести с древнейшими дошедшими до нас литургическими текстами, в которых Богородица и Иоанн Предтеча упоминаются как предстатели и молители за верующих либо рядом, либо разделенные упоминанием о живоносном кресте и небесных бестленных силах. К первому типу относится икона «Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча» первой трети XIII века из ГТГ.

К концу XIV века заканчивается процесс сложения высокого иконостаса. Во втором ряду такого иконостаса в центре помещалась икона Спасителя, а справа и слева от него иконы с изображением Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов, святых отцов, мучеников и др. в позе моления. Этот ряд получил название деисусного чина (ряда).

Ранний пример ростового деисусного чина — иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля последней четверти XIV века.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Кирпичников А. И. Деисус на Востоке и на Западе и его литературные параллели // Журнал Министерства народного просвещения. Ноябрь, 1893. Часть CCXC. СПБ.

2. Корина О.А. Деисус: Спас, Богоматерь,Иоанн Предтеча // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том I. М., 1995.

3. Высокий русский иконостас. М., 2004.

4. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство Х – начала XV века. Каталог собрания. М., 1995.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905.