• Архангел Михаил с избранными святыми и иконой «Богоматерь Умягчение злых сердец»

    В центре иконы представлен архангел Михаил в воинском облачении, с державой в левой руке. Над ним изображена Богоматерь, а по сторонам от него стоят избранные святые в несколько рядов.
  • Благовещение

    В среднике иконы на фоне архитектурного пейзажа архангел Гавриил, приносит Благую Весть Богородице. Над ними в небесном сегменте изображены Бог-Отец, направивший на Богородицу луч света, являющийся символом непорочного зачатия, и архангел, склонившийся перед Ним. На полях иконы изображены святые.  
  • Богоматерь «Всех скорбящих Радость»

    На иконе изображена держащая Младенца Богоматерь, в мандорле славы, стоящая на облаке. Их головы увенчаны коронами. Богоматерь окружена людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Над ней в облаках изображён Господь Саваоф, в левом и правом верхних углах в небесных сегментах – изображения солнца и луны, тоже отделённые облаками. На полях иконы помещены ростовые изображения Ангелов-Хранителей и святых Матрены и Иоакима. 
  • Богоматерь Владимирская

    Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери  и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
    На полях изображены святые в рост, обращённые к Богоматери: Василий Великий, Григорий Богослов, святая Анна и неизвестный святой.
  • Богоматерь Владимирская, с избранными святыми

    В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской.  На широких темно-зеленых полях иконы размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия с архангелами Михаилом и Гавриилом; на левом поле – святители Силуан и Андрей Кристкий; на правом – святой архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская.



  • Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов

    Икона с образом Богоматери Владимирской помещена в складень-кузов, который принадлежит к типу двустворчатых складней с килевидным завершением.
    Верхнюю часть створок занимает сцена Благовещения. Остальные изображения на склдане представляют своеобразный деисусный чин. В навершии помещен образ Спаса Нерукотворного, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На створках складня представлены муромские святые – князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония. Их изображения указывают на то, что склдаень был создан в Муроме  или в другом городе, но по заказу жителя Мурома. Примечательно, что муромские князья в нарушение традиционной иерархии деисусного чина изображены сразу после апостолов Петра и Павла и впереди вселенских и русских святителей. На левой створке складня представлены три вселенских святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Расположенные симметрично изображения Петра, Алексея и Ионы отражают традиционное для позднего средневековья уподобление трех московских митрополитов трем вселенским святителям.
  • Богоматерь Всех скорбящих Радость

    В центре изображена Богоматерь с разведенными в стороны руками. По сторонам от Нее - ангелы, помогающие страждущим. Над нимбом Марии – Христос Эммануил с разведенными руками. В верхних углах представлены небесные светила. На полях помещены ростовые изображения святых, в том числе пророчицы Анны.
  • Богоматерь Знамение со святыми Георгием, Макарием, Яковом, Онуфрием на полях

    Изображение Богоматери Знамение. На полях помещены ростовые изображения святых Георгия, Макария, Онуфрия, Якова.

  • Богоматерь Казанская

    В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях помещены изображения четверых святых.
  • Богоматерь Казанская со святыми на полях

    Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Голова Богоматери увенчана короной. На полях изображены фигуры святых в рост и ангел-хранитель.
  • Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и апостолом Климентом

    На иконе Богоматерь представлена на престоле держащей Младенца на руках. По сторонам от престола изображены предстоящие Николай Чудотворец и апостол Петр.
  • Богоматерь со свитком (из Деисусного чина)

    В среднике представлено поясное изображение Богоматери, держащей в левой руке свиток. На полях иконы изображены святая Мария и святая Устинья.
  • Богоматерь Умиление, с избранными святыми

    В среднике помещено изображение Богоматери с Младенцем, который он прижимается ликом к щеке Богоматери и обеими руками касается каймы ее мафория, словно стремясь приоткрыть его на шее. Правая нога повернута так, что видна подошва. Богородица обнимает Младенца обеими руками и прикрывает его складкой мафория.
    Вокруг средника расположены полуфигуры избранных святых в медальонах.
    Избранные святые на полях иконы представлены в иерархической последовательности, соответствующей порядку поминовения чинов Вселенской Церкви во время литургии (архангелы, пророки, апостолы, святители, мученики и др.) Главное место в средней части верхнего поля занимает образ Иоанна Предтечи.
  • Богоматерь Умиление, с избранными святыми

    В среднике погрудное изображение Богоматери с Младенцем, по иконографии «Богоматерь Владимирская». Их окружают поясные прямоличные изображения святых. На верхнем поле – деисусная композиция со Спасом Нерукотворным в центре.
  • Богоматерь Федоровская

    В среднике иконы представлено поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца.  На полях помещены ростовые изображения святых в молении.
  • Богоматерь Федоровская с избранными святыми по полям

    Композиция иконы традиционная, в центре изображение Богоматери с Младенцем на золоченом фоне. Живопись по стилю приближается к академическому письму. На полях иконы: слева в рост преподобный Андрей Критский; справа в рост преподобная Мария.
  • Богородица Боголюбская

    Икона с ковчегом. Многофигурная композиция: Слева в рост, на облаках в трехчетвертном повороте направо стоит Богородица с развернутым свитком в руках, справа в три яруса апостолы, мученики, мученицы.
  • Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие

    Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.  
  • Воскресение. Богоматерь Казанская. Избранные святые

    Икона разделена на три сегмента. В верхнем её ряду изображены Воскресение и Богоматерь Казанская, а в нижнем представлены избранные святые.
  • Воскресение. Сошествие во ад с праздниками

    В среднике изображён сюжет Сошествия воскресшего Христа в ад. В клеймах представлены праздники.
  • Деисус и избранные святые

    Данный тип иконы (с Деисусом в верхнем регистре и прямоличными множества фигурами святых в двух нижних регистрах) достаточно редок, хотя внешне напоминает композицию икон-святцев. Возможно связь этой иконы с лицевыми подлинниками. Из этих источников художник мог почерпнуть такие довольно редкие иконографические детали, как изображение престола Спасителя без спинки и Евангелия в Его руках в зарытом виде. В колорите, с преобладанием традиционных для Новгорода темно-зеленых,  красных и охристых тонов, а также в энергичной пробелке одежд и в типе коренастых фигур просматривается влияние новгородских образцов. В то же время упрощенность рисунка, прозрачность слоев охрения в «личном» письме, скупость цветовой гаммы свидетельствуют о провинциальном происхождении этой иконы.


  • Деисус с избранными святыми

    В среднике изображение Спаса Вседержителя на престоле с благословляющим жестом правой руки, в левой - раскрытое Евангелие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
  • Избранные святые

    Створки складня-кузова.

  • Избранные святые

    В среднике иконы, в молении Богоматери Воплощение и Святой Троице, представлены благоверный князь Борис, священномученик Феодор Киренейсский, равноапостольная Мария Магдалина и преподобная Ксения Римляныня. Над изображением Богоматери Воплощение представлена Святая Троица в варианте, известном под названием «Отечество».  По сторонам престола Святой Троицы представлены восемь чинов ангельских: серафимы, херувимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы (девятый чин, по-видимому, внутри самой Троицы).
  • Избранные святые

    Икона-двухрядница. В верхней части иконы  изображены святые Пелагеи, Соломеи, Иустины, Крестины, Феклы, Марфы, Парпары. В нижней Козьма, Дамина, мученик Артемия, Федора Стратилата, Георгия, Михаила Черниговского, дьякона Стефана.
  • Избранные святые Сампсоний, Федор, Николай Чудотворец, Елизавета, Иоанн

    Фронтальные изображения избранных святых в рост. В верхней части иконы - Облачный Спас.

  • Икона двухрядная. Положение во гроб. Богоматерь и избранные святые

    В верхнем ряду иконы изображена Богоматерь с Младенцем и сцена «Положение во гроб», а в нижнем изображены избранные святые в рост.
  • Икона многочастная. В скорбях и печалях утешение

    Икона многочастная. Верхний ряд - три клейма с круглым и полукруглыми завершениями. Пресвятая Богородица имен. "В скорбях и печалях утешение"  с предстоящими Иоаном Богословом и Иоаном Крестителем.
  • Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые»

    Икона с двумя створами, соединенными со средником полосками кожи.. В средник иконы вставлена перламутровая раковина с резными изображениями на ее внутренней стороне: в кругах –  Богоматерь Знамение (изображение окружено надписью с текстом молитвы «Достойно есть…»), Троица Ветхозаветная (вокруг изображения надпись с текстом тропаря в неделю Пятидесятницы), серафим и херувим, между кругов - в рост фигура благословляющего Христа и 12 поясных фигур апостолов. По краю раковина обрамлена серебряной позолоченной сканой оправой с чередующимися  альмандинами, бирюзой и синими стеклами в кастах. Вокруг раковины, на золотом фоне иконы, - круговая надпись с текстом стихиры «Придете людие…» и изображения: Спас Нерукотворный, преподобные Сергий и Никон, царь Константин и царица Елена, четыре евангелиста. На левой створке складня на золотом фоне изображены Воскресение-Сошествие во ад, Собор архистратига Михаила, Иоанн Предтеча-Ангел Пустыни, Благовещение и святые в рост, в два ряда – святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святые Пахомий Великий, Феодор Освященный, мученики Георгий, Федор Стратилат и Никита, святые Антоний Великий, Евфимий Великий. На правой створке на золотом фоне изображены Умовение ног, Распятие, Успение Богоматери, Покров и святые в рост, в два ряда – митрополиты Петр, Алексий, Иона и Леонтий, святые Александр Свирский и Василий Блаженный, мученики Дмитрий и Феодор Тирон, святые Зосима, Савватий и Макарий Калязинский. На наружной стороне створок на зеленом фоне изображены в рост архангелы Михаил и Гавриил.  
  • Иоанн Предтеча с предстоящими

    Икона с неглубоким ковчегом. Пятифигурная композиция: в центре в рост, в фас Иоанн Предтеча на левой руке блюдо с усекновенной главой и свитком с текстом, над головой нимб, за спиной два крыла. Предстоящие справа священномученица Анна, священномученик Димитрий, слева: священномученица Мавра, апостол Матфей. На верхнем поле Облачный Спас.
  • Козьма и Дамиан

    Икона «Козьма и Дамиан с избранными святыми». Двухфигурная композиция в рост. Козьма и Дамиан обращены друг к другу, у них в руках ковчежки.
  • Неопалимая купина

    В центральной части иконы Богоматерь с Младенцем изображены на фоне    восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. По углам красного четырёхугольника – символы евангелистов. Неопалимая Купина окружена ангелами. Основной сюжет обрамлен изображениями святых.
  • Никола (оплечный)

    Оплечное изображение святителя. Слева и справа от его лика представлены полуфигуры Христа и Богоматери, а на полях изображено двое святых.
  • Никола Можайский, Иоанн Златоуст

    В среднике иконы фигуры святых представлены в рост. Николай Можайский изображён держащим в левой руке храм, а в правой меч. Иоанн Златоуст держит в левой руке Евангелие, а его правая рука поднята в благословляющем жесте. На полях иконы изображено четверо святых.
  • Никола с избранными святыми

    Никола изображен фронтально, по пояс, правой рукой благословляет; на левой, покрытой фелонью и омофором, - закрытое Евангелие. В верхнем поле в центре Этимасия (Престол уготованный).
    По сторонам Этимасии поясные изображения целителей Косьмы и Дамиана. На боковых полях святые даны в рост, в три ряда, попарно. Вверху – князья Борис и (слева) и Глеб (справа). В правых руках они держат мученические кресты, в левых – выставленные вперед мечи в ножнах, перевитые перевязью. Посередине боковых полей изображены мученики Флор (слева) и Лавр (справа). Внизу слева – преподобная Евдокия и справа мученица Домна (?). На нижнем поле оплечные изображения святых жен: слева – Параскева (?), справа – Фотиния.
  • Никола Чудотворец

    В среднике иконы представлено поясное изображение святого. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. По сторонам от нимба святого помещены фигуры сидящих на облаках  Христа с Евангелием и Богоматери с омофором.  На полях иконы изображены святые Сергий, Савва, Екатерина и Мария.
  • Николай Чудотворец

    Поясное изображение святителя дополнено крупными фигурами Христа и Богоматери, вручающих святителю Евангелие и омофор. В правой руке Николая открытое Евангелие. В верхней части средника представлены две группы святых (по три фигуры в каждой группе). Можно предположить, что здесь изображены три мученика (Флор, Лавр и Власий?) и три мученицы (Параскева, Варвара, Ульяна?).
  • Николай Чудотворец со святыми на полях

    В среднике помещено поясное изображение святителя. В левой руке он держит Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Справа и слева от его лика представлены полуфигуры Иисуса Христа и Богоматери. На полях фигуры архангела и святых.  
  • Николай Чудотворец, с избранными святыми

    В среднике помещено оплечное изображение святителя Николая. На полях изображение трех избранных святых.
  • Параскева Пятница, с избранными святыми

    В среднике представлено оплечное изображение великомученицы Параскевы.
  • Покров Богоматери. Избранные святые на полях

    В икону врезана меднолитная вставка с рельефным изображением Покрова Богоматери. В килевидном завершении – Троица Новозаветная. По сторонам изображены избранные святые: благоверный князь Михаил Тверской, святая Анна, ангел-хранитель и преподобный (слева) и Иоанн Устюжский, Кирик и Иулита, и две святые (справа).
  • Положение ризы Пресвятой Богородицы

    На иконе изображено положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви. На полях изображено четверо святых.
  • Распятие с предстоящими и четырьмя иконами Богоматери

    В центре иконы изображено Распятие, по сторонам вверху и внизу представлены четыре иконы Богоматери: Умиление злых сердец, Взыскание погибших , От бед Страждущим, Утоли моя печали,  рядом с которыми  изображены предстоящие: святые Мария, Марфа, Иоанн Богослов, святой мученик Логин.  На полях помещены фигуры ангела, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и  святой мученицы Александры.
  • Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение Богоматери

    В среднике иконы, разделённом на четыре части, представлены четыре сюжета из жития Богоматери: Её Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение. На полях изображено двое святых.
  • Святая Анна и святой Макарий Желтоводский

    На иконе в рост в повороте ¾ изображены: слева – Макарий, справа – святая Анна.
  • Святитель Дионисий и преподобные Тимофей, Моисей, Нифонт, Феодосий

    Фронтальные изображения преподобного Тимофея, святителя Дионисия и преподобных Моисея, Нифонта, Феодосия в рост.

  • Святитель Николай Чудотворец (Великорецкий), с избранными святыми на полях

    Оплечное изображение Николая Чудотворца с крещатым омофором на плечах.
  • Святитель Николай Чудотворец Можайский

    В среднике представлен святой Николай в рост. В разведенных руках он держит меч и храм. В верхней части по сторонам от его фигуры в медальонах изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Святой изображен в киоте с килевидным завершением. На полях иконы помещены фронтальные изображения святых  преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского).
  • Святой Никола с житием

    В среднике помещено изображение святого Николая Чудотворца. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. В верхних углах средника в медальонах полуфигуры Христа и Богоматери. В 32 клеймах расположены сцены из жития святителя. На полях изображены святые: Самон, Гурий, Авив и святая Анна.  
  • Святые Харлампий, Касиан

    Четверо святых изображены в рост: Харлампий, Паисий, Касьян и святой, надпись с именем которого на иконе повреждена.
  • Собор муромских чудотворцев с избранными святыми

    Муромские чудотворцы представлены в ряду святы, которые близки им по особенностям почитания и иконографии. Святые изображены по сторона муромского собора Рождество Богородицы в молитвенном предстоянии Спасу Эммануилу. В первом и втором рядах снизу представлено по две триады святых: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, князья Феодор, Давид и Константин Ярославские (слева); князь Петр и княгиня Феврония Муромские, праведная Иулиания Лазаревская, мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив (справа). В верхней части левой группы изображены святитель Василий Рязанский, неизвестный преподобный и неизвестная мученица. Симметрично им справа представлены две неизвестные мученицы и мученик (надписи не сохранились).

  • Сошествие во ад с избранными святыми

    На фоне миндалевидной сквозной мандорлы Христос в редких для иконографии красно-золотых одеждах спускается в преисподнюю, распростерши себя для принятия праведников. Симметрично коленопреклоненные фигуры Адама и Евы, которых Иисус выводит из ада. По сторонам – многочисленные фигуры пророков и праведников. Под ногами Христа адская бездна с поверженными вратами ада и сценами побивания сатаны и иудеев, следуемых за Моисеем. Нижний фриз включает фронтальные фигуры: мученица Екатерина, Анастасия, мученик Фотий, святители Никола, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученик Никита, Варвара и Параскева Пятница.
  • Спас Вседержитель

    В центре в фас на золочёном троне-седалище в фас Христос Вседержитель в архиерейском облачении. Слева и справа в рост: Богоматерь, справа - Иоанн Креститель с длинным 4х конечным крестом в руках. Вверху в овальных медальонах святые: Мария Магдалина (?) и неизвестный святой. Икона выполнена в манере близкой к академическому письму по твореному серебру. Фон иконы оливково-коричневый, светлый. На обороте вверху: Петитом: Ж. Егоръ Зотовъ.
  • Спас на престоле с предстоящими

    Изображение Иисуса Христа восседающим на троне выполнено соответственно  канону. Спаситель поднимает правую руку в благословляющем жесте, в левой  - держит раскрытое Евангелие. Ему предстоят святые.
  • Спас Нерукотворный, Поклонение Кресту, святые евангелисты и апостолы

    В среднике иконы на плате изображен лик Спасителя. В верхней части рамы Голгофский крест, по сторонам от которого находятся фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи. В углах расположены фигуры евангелистов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. На боковых и нижней планках – фигуры апостолов.
  • Спас со святыми

    В среднике иконы представлено поясное изображение Спасителя. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. На полях изображены архангел Михаил, ангел-хранитель и четверо святых: апостол Марк, Александр, Феодосия и Анна.
  • Три святителя: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов

    В среднике иконы изображены три святителя в рост. Над ними представлено поясное изображение Спасителя. На полях изображены святые Пелагея, Евдокия, Екатерина, Иоанн, Александр и Ангел-Хранитель.
  • Усекновенная голова Иоанна Крестителя с предстоящими на полях

    Композиция традиционная, выполнена в иконной манере. В центре, на красно-коричневом фоне, на зеленоватом блюде лежит отсеченная голова Иоанна Крестителя, над головой нимб. Лик изборожден  морщинами, глаза полузакрыты.  

  • Христос благословляет хлеб

    Поясное изображение Христа, благословляющего хлеб и вино. На полях – фигуры ангела-хранителя и избранных святых.
  • Четырехрядная икона

    Икона состоит из четырнадцати клейм с изображением Богородица и святых.