Троица
Оклад иконы. Инв. 394-ИХО. © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная)
Датировки: XV в. 1425–1427.
Иконописная школа или художественный центр: Московская школа
Иконописец: Рублев Андрей
Происхождение: Из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см
Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос.
Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.
Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115.