Автор: Васильева Ольга Анатольевна, хранитель живописи и графики Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

В собрании Псковского музея к памятникам культовой скульптуры XVI-начала XX столетия может быть отнесено около 100 единиц хранения. Однако лишь чуть больше половины (62 музейных предмета) - это целостные композиции. Остальные - детали резьбы, назначение которых угадывается, но с определенной степенью условности: детали крыльев скульптур ангелов, одеяний, створок царских врат и т.д.

Таким образом, в нашем собрании можно выделить три основные группы:

- самостоятельные скульптурные изображения к которым относятся, прежде всего, изображения святых - Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Варвары, Нила Столбенского, а так же резные композиции: «Распятия Христа », «Христос во гробе», «Христос в темнице» и т.д.

- ко второй группе памятников могут быть отнесены царские врата, их детали и детали иконостасов - колонки, капители, резные фигуры ангелов херувимов.

- и к третьей группе - единичные скульптурные изображения, явно происходящие из композиций, таких, как «Распятие, с предстоящими Богоматерью и Иоанном», но несохранившихся полностью.

В первой группе памятников самыми древними являются два изображения святого Николая Можайского и святой Параскевы, которые датируются XVI веком и которые объединены не только временем создания, но и историей их появления в Пскове в 1540 году, о чем упоминается в Псковской летописи, как о значительном событии, вызвавшем яростные идеологические споры. «…. по Успеньеву дню привезоша старцы, переходцы с иных земель, образ святого Николая да святую Пятницу на рези в Храмцах» - свидетельствует Псковская летопись.[1] Псковичами скульптуры, были приняты за языческих идолов, что предполагало им «болванные поклонения», что вызвало «в людях великое смятение»,[2] поэтому «резные иконы» отправили в Новгород к архиепископу Псковскому и Новгородскому Макарию. В Новгороде «…..владыка Макарий сам знаменовался тем святым иконам, и молебен им соборно пел, честь им воздал, проводил их до судна, и велел псковитянам святые иконы стречати соборно всем…».[3] Летописный текст, который посвящен резным иконам, повторен на тыльной стороне одной из скульптур « святой Николай Можайский» (ПКМ 2794), две другие упоминающиеся иконы – еще одна скульптура «святого Николая Можайского» (ПКМ 1760) и Параскевы Пятницы (ПКМ 1739) также хранятся в Псковском музее. Однако в Пскове XVI-XVII веках, так и не получили распространения резные деревянные изображения святых, или же они были уничтожены во исполнения Приказа Святейшего Правительствующего Синода в XVIII веке.[4] По тем и или иным историческим причинам, в музейной коллекции известны только три выше упомянутых памятника XVI века, которые находились в начале века в Троицком соборе города, затем поступили в музей Церковно-археологического комитета[5], затем в современную музейную коллекцию. По ряду стилистических признаков, может быть отнесена к памятникам XVI - XVI столетия[6] и скульптура святой, вероятно, Варвары (ПКМ 1735), но она не отреставрирована и имеет плохую сохранность. Существенно, что из действующих на территории Псковской области церквей известно только в Печерском монастыре еще одно резное изображение святого Николая Можайского. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, запреты Стоглавого собора в XVI столетии на объемные резные деревянные изображения святых в храмах, а двумя веками спустя святейшего Синода (в 1722 и в 1767 гг.) подтвердившего это решение: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить» - в Пскове выполнялись, почти неукоснительно. Тем интереснее, скульптура «Христос в темнице» ( ПКМ 1736) XVII века (?), представляющая тем не менее изображение Христа «как плотское, смутительное».

Иконография "Христа в темнице" появилась на Руси в начале XVII в. под влиянием решений Большого Московского собора 1666–1667 годов, разрешивших страстную тематику. В Синодальный период, поэтому широкое распространение в деревянной объемной сакральной скульптуре получил образ Скорбящего Спасителя в разных вариантах – «Христос в темнице», «Христос в терновом венце», «Христос в узах», «Полуночный Спас», «Распятие с предстоящими», а также«Усекновенная глава Иоанна Предтечи», которая почиталась как «Крест Христов», «Распятие Спасителя». Особенное и повсеместное распространение данные изображения получили в культовой деревянной скульптуре в так называемых Строгановских землях. В композициях «Христос в темнице» Спаситель изображен сидящим на престоле и защищающимся от побоев: его правая рука прижата к щеке. На голове - терновый венец. Христос может быть облачен в поддир, одежду ветхозаветных царей, которую ему надели в насмешку или в набедренную повязку. Псковский образ относится к последнему типу, что в большей степени указывает на приближающееся событие Распятия. О страданиях Христа здесь напоминает правая рука, прикрывающая щеку и терновый венец из-под которого проступают капли крови. Однако сам облик с хорошо проработанными анатомическими деталями тела, лица полон осознанного смирения и самоуглубленности, что делает композицию особенно выразительной в определенном смысле своеобразной, несмотря на очевидное влияние на особенности его художественного решения католического западноевропейского искусства. В музейных учетных документах эта скульптура даже определена, как работа западного мастера. Вместе с тем существенно, что именно в этой композиции заметно отличие характеров сакральных образов православной пластики от западноевропейской. В этой работе русского мастера нет безудержной экспрессии, активной декоративности, мистицизма позднеготических, маньеристских и барочных католических скульптур. Главное отличие данного православного образа – его созерцательный характер, одухотворенность, внутренняя сдержанность и цельность.

Еще более сложное сочетание византийских традиций почитания Христа, его страданий и его образа — плащаницы заключает в себе композиция XIX столетия «Христос во гробе» (ПКМ1754). Это резное деревянное изображение фигуры Христа, лежащего в гробу, в терновом венце, со сложенными на груди руками, в набедренной повязке, глаза его закрыты, голова слегка наклонена влево. При этом здесь мы встречаемся не с традиционным скульптурным изображением Спасителя на крышке гроба, но внутри него. К тому же форма гроба, его внушительные размеры (164х80 см) делают этот памятник в прямом смысле уникальным, хотя « Христос во гробе», вариант иконографии Иисуса Христа, известный по Византийским мозаичным и иконописным памятникам начиная с XII столетия. К нашему варианту, более всего близок иконописный образец XV столетия[7], где Иисус изображён вертикально, не на фоне креста, его никто не поддерживает, кроме того, он не завёрнут в саван. Данная византийская иконография повлияла на сложение такого типа изображения Иисуса в западноевропейском искусстве, как «Муж скорбей»[8], а в православном - «Не рыдай Мене, Мати».

Очевидные иконографические аналогии псковский памятник имеет и с живописными композициями «Мёртвый Христос в гробу» ( например, Ганс Гольбейн, 1521 год), представляющих тело Христа после сцены Положения во гроб и Оплакивания, и до сцены Воскресения, без каких-либо дополнительных фигур. Картина Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос в гробе» считается элементом несохранившегося алтарного образа, предположительно нижней части одной из створок. Вместе с тем такие изображения во времена Гольбейна в Южной Германии служили крышкой макета Гроба Господня, в который клали скульптуру Христа в «Страстную пятницу», что связано с традицией «пасхальных гробниц» — декораций для театрализованного католического церковного представления в Страстную неделю. Об устойчивости данной иконографии свидетельствуют живописные полотна более позднего времени, эпохи барокко и последующего XIX века. Таким образом краткое исследование архетипа иконы «Христос во гробе» (Akra Tapeinosis) приводит нас к заключению, что ее иконография, как и распространенная на Руси композиция "Не рыдай мене Мати", в своем историческом контексте связаны с почитанием Плащаницы. Подобный тип изображения вытянутого горизонтально тела Иисуса проникает в западноевропейское искусство из Византии, где Христос подобным образом изображался на плащаницах[9] в сцене Оплакивания, окружённый женщинами, либо же в одиночестве. Иконография проникла как в живопись (хотя и не очень распространилась), так и в религиозную скульптуру. Тело Христа изображается лежащим и вытянутым во весь рост (в отличие от иконописи, где он изображался вертикально и по пояс). На нём видны раны от гвоздей , копья и кровь, иногда рядом изображаются Орудия Страстей. Таким образом деревянную композицию Псковского музея «Христос во гробе» можно определить, как резную плащаницу, появление которой в XIX столетии по всей вероятности отражает западные влияния. Памятник в церковно-археологический музей поступил из погоста Хворостина Торопецкого уезда. Однако отсутствие прямых аналогий в культовой православной скульптуре композиции «Христос во гробе» позволяет предположить его западноевропейское происхождение, как и ряда других из нашего собрания: «Обрезание» (ПКМ 1735), «Христос и двенадцать апостолов» (ПКМ 1755; 250х50 см), Б.М. с младенцем и Иоанном Крестителем «ПКМ 1241, Польша), два резных изображения Иоанна Богослова (ПКМ1731, 1732), «Богоматерь» (ПКМ 1733).

Отдельный интерес представляет фриз - горельеф, который по музейным учетным документам датируется XVI столетием - «Христос и двенадцать апостолов». Это 13-ти фигурная композиция, с центральным в ней положением Христа, правой рукой благословляющего, в левой – держащего державу, справа и слева от него шесть апостолов в нишах - киотах. Одежды апостолов, как и Христа живописные – написанные темперой по левкасу. Образы апостолов выполнены в соответствии с иконографической традицией, что позволяет их персонифицировать. При этом изображение апостола Иоанна имеет облик католического священника, на что указывают его одежды и прическа с выбритыми волосами на макушке головы - тонзурой[10]. Иконографические истоки этой деревянная скульптура в изображении Христа и апостолов в традиционных каменных композициях фасадов средневековых готических храмов[11], или расположенных внутри, как, например, в Кельнском соборе - на ограде хора, или часто встречающихся в интерьерах католических костелов более позднего времени. Источник поступления этого памятника в ризницу Троицкого собора, откуда он попал в музей церковно-археологического комитета, неизвестен. Можно лишь предположить, что часть западноевропейской коллекции («Б.М. с младенцем и Иоанном Крестителем» ПКМ 1241, два резных изображения Иоанна Богослова (ПКМ 1731, 1732), «Богоматерь» (ПКМ 1733) ранее находилась в костеле, который был построен в Пскове [12] рядом с пятой крепостной стеной города и недалеко от здания Поганкиных палат, где теперь расположены основные экспозиции музея. Однако явно католического направления композиция «Обрезание Христа» в тот же музей церковно - археологического комитета в 1905 году по свидетельству газеты «Псковские ведомости» поступила из православной церкви святого апостола Матфея погоста Неготь[13] Псковского уезда. Подобные факты свидетельствуют о нахождении культовой католической скульптуры в псковских православных храмах XVII -начала XX столетия, что встречается на территории Псковской области до настоящего времени.

Самыми многочисленными (более 40 единиц хранения) в нашем собрании являются резные изображения Нила Столбенского, что не случайно - начало духовной жизни святого связано с псковской землей. Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле[14]. Он был воспитан в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После кончины родителей около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа) - в одном из главных центров монашеской жизни Псковской земли. Преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи), а в 1528 году переселился на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна и спал сидя, опираясь на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. Традиционно преподобного изображают в этой позе, что характерно и для памятников из псковского музейного собрания, большинство из которых происходит из Торопецкого уезда Псковской губернии, то есть земель близких к месту многолетней подвижнической жизни святого. Однако, в большинстве действующих церквей Псковской епархии, как на западных ее территориях (Печерский район), южных (Великолукский район) и центральных есть скульптурные изображения преподобного. Преимущественно это традиционные композиции отмеченные ранее.

Обращаясь к группе памятников, к которым относятся царские врата и детали иконостасов, прежде всего, следует отметить древнейшие – XV века(?), которые происходят из церкви святого преподобного Саввы Освященного Савиной пустыни. Врата (сохранилась их левая створка), столбик и навершие – отреставрированы в центре им. И.Е.Грабаря в 70-ые годы XX века, атрибутированы там же и определены как памятник, выполненный псковскими резчиками, одни из немногих опубликованы.[15] В процессе реставрации резьба врат, выполненная, что называется на проем, восстановлена. Авторская живопись медальонов, сохранившаяся фрагментарно (архангел Гавриил, 2 евангелиста) частично раскрыта. В целом композиция врат, включавшая живописные медальоны с изображением Богоматери, архангела Гавриила (Благовещения) и четырех евангелистов традиционна [16]и повторяется на протяжении последующих столетий. Данные решения отвечают догматическому значению иконостаса, как преграды нефа (тела) от алтаря (Небес) и одновременно небесных врат. Возможность пройти через эти врата, попав на небо у живущих на земле появилась только после искупительной жертвы Спасителя. Поэтому на царских вратах традиционно помещалась композиция, предсказавшая Рождество Христова -

« Благовещение» и фигуры евангелистов, описавших земную жизнь Иисуса. Подобная структура врат в той или иной степени повторяется и в других псковских памятниках XVII,XVIII,XIX столетий (ПКМ 1761, 1762, 1763, 1764, 1765), вне зависимости от степени профессионализма их исполнения.

Однако орнамент резьбы деталей царских врат XV века — уникален. Его основным мотивом являются не стилизованные растительные и цветочные элементы, но линейная структура, или ленточное плетение и ленточная вязь, напоминающая ране - христианские предметы декоративно-прикладного искусства X века, обнаруженные во время археологических раскопок в Пскове[17]. Их орнаментальные составляющие - это квадрат, ромб и круг ( 0)), активно повторяющиеся в украшении вертикальных конструкций створки врат XV века и столбика. Подобная система декора в свою очередь связывает ране - христианские памятники со скандинавскими традициями, и прежде всего с руническими стилями, что впервые было отмечено в каталожных описаниях выставки музея 1996 года[18].

Царские врата середины - второй половины XVIII века из церкви села Новое Бежаницкого района Псковской области[19] (ПКМ 5131), создавались в период, когда в русском искусстве появился стиль, определенный как русское барокко. Его выделяет виртуозная ажурная резьба, с преобладанием натуралистических растительных мотивов, таких как виноградная лоза. Витые колонны с капителями, увитые лозой и несущие антаблемент, заменили старые русские столбики и тябла, а объемные изображения серафимов, херувимов и ангелов плоскостные навершия.

Характерные художественные решения Синодального периода в псковских вратах сочетаются с редкой особенностью. Здесь традиционная композиция «Благовещения» заменена «Тайной вечерей»[20], обычно расположенной в живописном исполнении над антаблементом портика.

По евангельскому изложению, на Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение - преломив хлеб и подав своим ученикам чашу с вином со словами "Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, ...за многих изливаемая во оставление грехов".[21] Это евангельское событие считается учреждением таинства Евхаристии, представляющее собой центральный момент христианской литургии, происходящий при освящении даров на престоле храма за царскими вратами. Соответственно псковский мастер, помещая изображение «Тайной вечери» на створках врат иллюстрирует евангельский текст, интерпретируемый в более ранней иконографии сюжетом «Благовещение». Иллюстративный характер изображения «Тайной вечери» дополняют такие детали, как разломанный на две части хлеб в руках Христа, кошелек с тридцатью серебряниками, который держит Иуда.

К XVIII столетию относятся многочисленные скульптурные изображения ангелов, некоторые из которых стилистически близки царским вратам из церкви села Новое Бежаницкого района (пкм 1740,175,1746,1751), другие более позднего времени - XIX столетия, поэтому имеют очертания, в определенном смысле классицистические (пкм 1744,1780).

Завершая обзор фонда культовой скульптуры Псковского музея, необходимо сказать о его истории. Первые упоминания о собрании христианских скульптурных изображений связаны с ризницей Троицкого собора, где они хранились после изъятия из храмов в результате запретительных указов Синода и до передачи в 1905 году в музей Церковно-археологического комитета. Это - скульптуры святого Николая Можайского, Христа в темнице, Христа и двенадцати апостолов. Они включены в каталог дореволюционного музея и репродуцированы. После революции 1917 года фонды музея церковно-археологического Комитета и археологического общества объединяют в Псковский краеведческий музей. Благодаря усилиям музейных сотрудников иконы, скульптура из закрывавшихся в то время церквей были зачислены в музейный фонд и тем самым спасены. К началу 1940-х годов Псковский музей обладал внушительной по составу коллекцией православных памятников. Значительная ее часть была утрачена во время Второй мировой войны, поскольку сотрудникам музея удалось эвакуировать лишь незначительное количество экспонатов (в их числе скульптуры Николая Можайского, Параскевы). Основные фонды музея после сортировки специальными офицерами немецкой армии оказалась в Германии. Некоторые из них были возвращены в 1948 и 1955 годах. В 40-е же годы (в 1946 году) из Троицкого собора Пскова в музей поступила коллекция скульптуры – фигуры ангелов, несколько царских врат, «Христос во гробе». В 50-ые и 60-ые годы благодаря музейным экспедициям собрание пополнилось несколькими композициями и в том числе вратами XVIII века из церкви села Новое Бежаницкого района. В последующий период, то есть в 70-ые годы XX века музей получил в дар и приобрел коллекцию скульптурных изображений Нила Столбенского конца XIX –начала XX столетия.

Этапы изучения в значительной степени повторяют историю собрания музея – это систематизация в рамках дореволюционных каталогов[22], затем наступает продолжительный перерыв и лишь в 70-ые годы XX века появляются публикации о нескольких памятников прошедших реставрацию в центре им. И.Э.Грабаря. При этом, как и в дореволюционные годы в центре внимания исследователей преимущественно резные иконы XVI века: святых Николая Можайского и Параскевы Пятницы, упоминающиеся в летописи под 1540 годом[23]. Следовательно, дальнейшая систематизация фонда культовой скульптуры Псковского музея, его изучение, уточнение атрибуции отдельных памятников – дело будущих исследований.



[1] ПСРЛ,т.IV,с.303-304

[2]До 1689 года в Пскове не было епархии, архиепископ Макарий возглавлял Новгородскую и Псковскую церкви с 1526 по 1542 год.

[3]ПСРЛ,т.IV,с. 304

[4]Приказ 1722 года Святейшего Правительствующего Синода об изъятии из храмов скульптурных изображений и направлении их на следственный осмотр в Санкт - Петербург.

[5]В.Д. Грацилевский. Описание музея Псковского церковно - археологического комитета. Псков. 1914,с.18.

[6]Об истории памятников см. в ст. О.А.Васильевой «Деревянная скульптура из собрания Псковского музея», Памятники культуры. Новые открытия. М.,1982, с.258-262.

[7] Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство средних веков. М.,1976.

[8]Христос во гробе, Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы (греч. ἄκρα ταπείνωσις, Akra Tapeinosis, Акра Тапейносис, крайнее уничижение, унижение, умаление, смирение)— вариант иконографии Иисуса Христа, изображающий его мёртвым в гробу.

[9] ПЛАЩАНИЦА - полотнище с изображением Христа во гробе, после снятия с креста. В Великую пятницу торжественно выносится из алтаря на середину храма и полагается на катафалке для поклонения верующих - до пасхальной полунощницы, после чего возвращается в алтарь.

[10] Прическа, символизирующая отказ монахов от искушений материального мира. Средневековая католическая тонзура, когда макушка была наголо выбрита, что символизировал терновый венец Христа.

[11]например, рельефы, изображающие Христа, Богоматерь и апостолов, в Гильдесгейме и Гальберштадте (конец 12 в.), или на западном портале Яановской церкви второй половины XIV в Тарту (Эстония)

[12]На территории Псковской области известно несколько католических храмов, один из сохранившихся - костел в городе Себеж.

[13]Современное название — Писковичи, 17 км от Пскова.

[14]В некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости.

[15] Каталог выставки «Реставрация и консервация произведений искусства», М.,1964 год.

[16]На сохранившейся левой створке — фигуры архангела Гавриила, евангелистов Иоанна(?)и Матфея.

[18]Sainte Russie. Montbeliard,1996,c.85

[19] Расположенный в юго-восточной части Псковщины Бежаницкий район с трех сторон граничит с районами своей области: на севере – с Дедовичским, на западе – с Новоржевским и Опочецким, на юге – с Пустошкинским, Новосокольническим и Локнянским, а с четвертой, восточной стороны – с Холмским и Поддорским районами Новгородской области

[20] Известная аналогия – царские врата XVIIIвека из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

[21]Мф XXVI, 26-28; Мк XIV, 22-24; Лк XXII, 19-20.

[22] Н.Ф.Окулич-Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913

В.Д. Грацилевский. Описание музея Псковского церковно - археологического комитета. Псков. 1914.

Н.В.Покровский. Заметки о памятниках псковской старины. Светильник, 1914, №14-15.

[23]Н.Н.Соболев. Русская народная резьба по дереву. М.,1934.