Родился 12 сентября (по старому стилю) 1864 года в семье рядового «военно-лесной стражи второго Каргопольского лесничества» Захара Григорьева Иока и его жены Екатерины Богдановой. Отец иконописца Зорих Иок был евреем, но 3 июня 1862 года принял православное крещение, получив имя Захария, так как правовое положение евреев в России являлось крайне неустойчивым и закон запрещал «лицам нехристианских вероучений… писание икон». Впоследствии в православие были крещены и дети Захария.
Есть предположение, что Фёдор учился в одной из монастырских иконописных мастерских – в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой или, что вероятнее, на Соловках.
В 1881 году Федор расписывает «небеса» в кенозерских часовнях, оставляя надпись: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости де р.[евни] Большого Конёва. Отроду 17 летъ масте.[р]».
Важной деталью упомянутой выше надписи на «небе» 1881 года является то, что Фёдор называет себя «мастер». На это имел право только иконописец, официально зарегистрированный в ремесленном цехе и регулярно платящий налоги со своих доходов. Для семнадцатилетнего юноши такой статус был немалым успехом. Как правило, в цех, который объединял живописцев, поступали только мастера, имевшие художественное образование и опыт работы, а также хорошие рекомендации.
Вскоре после того как Иок оставил свою подпись на «небе» кенозерской часовни, его следы обнаруживаются в Каргополе, где в 1883 году его записывают в мещанское сословие города.
Причины переезда Фёдора Иока в Каргополь неизвестны. Вероятно, это было связано с необходимостью более стабильного заработка.
В 1893 году Фёдор Иок получил заказ от собора Рождества Христова города Каргополя. Сам факт такого заказа был весьма почётен и означал признание мастера. Согласно записи в приходно-расходной книге собора, Фёдору Иоку было выдано шесть рублей за исправление иконы «Домостроительство Божие».
После революции, по сведениям уездной милиции иконописец с семьей проживал в Пинеге в доме церковного старосты Ивана Дмитриевича Попова. Данных о том, занимался ли мастер в это время живописью, нет.
Значительный комплекс произведений Фёдора Иока относится к раннему периоду его творчества.
Для живописи Иока характерно сочетание архаики и классики, профессионализма и незамысловатого ремесла.
Фёдор Захаров Иок проявил себя как деревенский иконописец-самородок. Его искусство, востребованное в первую очередь в крестьянской среде, получило «народную огранку». Немало часовен Кенозерья было украшено созданными им «небесами» и иконами (до наших дней сохранилась пятичастная икона из часовни святого Иоанна Предтечи в деревне Горбачиха).
Литература:
1. «Небеса и окрестности Кенозерья». М. Первая публикация. 2009.