Старообрядческая иконопись ведет свое начало от церковных реформ патриарха Никона, проведенных в середине XVII века. Староверы разделились на поповцев и беспоповцев. Последние предпочли остаться без священства и наиболее ревностно относились к нововведениям в иконе. Определить границы распространения старообрядческой иконописи, в связи с отсутствием четких границ между старообрядцами и местным русским, а иногда и иноземным православным населением, очень сложно. Среди сложившихся иконописных центров выделяется три наиболее крупных. Один из них находится на Русском Севере - это Выго-Лексинская обитель, другой - Гуслицы располагавшиеся на территориях части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области и последний на Урале в городе Невьянск.

Самым крупным центром беспоповского староверия во второй половине XVII века стала Выговская пустынь, основанная на реке Выге, недалеко от поселка Повенец в 1695 г. Данилом Викуловым. Там же был основан Даниловский монастырь, поэтому иконы пустыни называют еще Даниловской школой. Скоро сюда стали приходить староверы и просто крестьяне, недовольные реформами Никона, а затем и Петра I. В 1706 г. женская часть была переведена на р.Лексу. По причине увеличения численности общины, стали открываться школы для взрослых и детей, в том числе и иконописные. Для икон Даниловской школы характерно обращение к традиционной иконографии, где преобладали образы Богородицы, а так же эсхатологического содержания, например Страшного Суда, Иоанна Богослова, из русских святых изображали Зосиму и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского, и многих других. На первых этапах развития школы, мастера подражали Соловецким образам, позднее иконам Строгановской школы. В иконах второй четверти XVIII века преобладают белые лики, к концу XVIII века красно-коричневые, позем изображается с низкими елками, похожий на тундру, покрытую мхом. В XIX веке отмечается украшение одежд золотом и узорочьем, удлинение пропорций и охристый цвет ликов. Наряду с живописной иконой, широко были распространены литые металлические иконы, которых не было в православии. Вместе с тем, стоит отметить, что работы мастеров Выговской обители были объектом подражания для иконописцев из близлежащих земель Каргополя, Пудожской и Медвежьегорской областей.

Следующим центром были Гуслицы, располагающиеся по реке Гуслице, притоку Нерской реки, в свою очередь, впадающей в Москва-реку. Староверы – поповцы начали здесь селиться в конце XVII – начале XVIII веков. В XIX веке Гуслицы становятся крупным духовным центром, и к этому времени относится расцвет Гуслицкой иконописи, которая тесно связана с рукописной книгой и лубком. Эти образы отличаются небольшим набором живописных приемов и оконтуриванием. В темном колорите преобладают коричневые, оливковые и охристые оттенки, в сочетании с малиновым, темно-синим и изумрудно-зеленым, на широких темных полях иногда появляются ярко-красные дробления. Из-за того, что староверы большое внимание уделяли книжному делу, в иконах часто встречаются изображения свитков и книг. Многие гуслицкие мастера работали далеко от родных мест, например в 40-х годах XIX века встречаются упоминания о более чем двадцати иконописцах-гусляках.

Уральская Невьянская иконописная школа охватывает период от второй половины XVIII до начала XX веков. Невьянские иконописцы работали и во многих других городах. Образы, вышедшие из Оружейной Палаты, Ярославля и, возможно, зарубежных старообрядческих школ, влияли на местную икону в период ее становления, что отразилось в прорисовке фона, но здесь детализируются скорее не условные горки старых икон, а пейзажные виды Урала. В личном письме, мастера напротив, старались избежать реализма, обобщая и стилизируя образы. Стоит отметить, что Невьянскую икону изредка называют «белоликой». В целом колорит икон декоративен, оттенки красного, зеленого и синего объединяются в единое целое охрой, золотом, коричневым. В конце XVIII - начале XIX веков мастера начали добавлять промышленно производимые пигменты.