Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает современные Вологодскую область, а также часть земель Пермской, Архангельской областей и Республики Коми. На этом пространстве выделилось несколько художественных подцентров, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг, Устюжна, Тотьма, Пошехонье, Сольвычегодск и некоторые наиболее крупные северные монастыри.

Положение Вологодского региона на границе между крупными центрами иконописи и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство, определило своеобразие изобразительного языка края. В нем сочетаются достижения крупных иконописных школ, с простотой и непосредственностью Северных писем (термин, который обычно подразумевает принадлежность к самобытной манере письма, характерной для северных регионов России).

Начало иконописной культуры региона относят к XIII веку, когда она была связана с новгородской и ростовской художественными традициями. Самый ранний дошедший до нас образец – икона «Богоматерь Умиления Подкубенская» первой половины XIV века. В ее иконографии чувствуется ориентация на византийские образцы, что было характерно для ростовской живописи. В композиции и выборе предстоящих иконы второй половины XIV века «Богоматерь на престоле с предстоящими святыми Николой и Климентом» чувствуется влияние новгородской традиции. Но в колористической трактовке образа современные исследователи видят влияние среднерусской живописи.

В конце XV века, когда регион вошел в состав Московского государства, местная традиция испытала сильнейшее влияние московской школы иконного письма (Житийная икона Святого Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря). В этот период регион неоднократно посещали большие артели московских художников. Например, в 1497 году московские мастера работали над иконостасом Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, а в начале XVI веков Дионисий и художники его школы подвязались в Ферапонтовском и Павло-Обнорском монастырях.

Своего расцвета художественная культура вологодского региона достигает в середине XVI века, когда Вологда становится преуспевающим торговым и административным центром. Иван Грозный даже серьезно рассматривал планы о переносе столицы в Вологду. В этот период были написаны храмовые иконы большинства городских церквей. От живописи Новгорода и Москвы вологодскую иконопись этого периода отличает некоторая архаичность, что говорит о намеренной ориентации на более раннюю местную традицию.

Литература:

1. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

2. Рыбаков А.А. Вологодская икона. М., 1995.

3. Иконы Вологды XIV-XVI веков.  М., 2007.