Пророк Илия – один из ветхозаветных пророков – жил в первой половине IX века до Р. Х. События его жизни описываются в Третьй и Четвертой Книге Царств (3 Цар. 17: 1–19; 18; 21: 17–28; 4 Цар. 1: 3–17; 2: 1–18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских»), носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853) и Охозии (853–852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.Прор.)

Изображения пророка Илии были так же распространены, как и образы свтятителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка, но, как знаковые, получили хождение отдельные сцены из его Жития, ставшего источником прообразовательных сюжетов. Илия часто изображается с всклокоченными волосами и бородой, облаченный в хитон и милоть.

Древнейшие изображения пророка Илии – фрески с житийными сценами – известны в иудейской синагоге в Дура-Европос (Восточная Сирия) и относятся ко времени появления второй декорации (249 – 250 годы). Самое древнее известное иконное изображение пророка Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке (монастырь святой Екатерины на Синае). Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука – в пророческом жесте, в опущенной левой – развернутый свиток.

Сохранились редкие примеры единоличных изображений пророка Илии. Одним из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180–1200 годы, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток.

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи Софийского собора в Киеве в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке. Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII века.

Илия стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи, он почитался как покровитель сельского хозяйства. Разнообразны изображения пророка и надписи на его свитке в составе пророческих рядов иконостаса. Самое раннее известное ростовое изображение – в составе пророческого ряда Софийского собора в Новгороде уникально – у Илии в руке нож (1509 год, НГОМЗ). Впоследствии в искусстве XVI – XVII веков выбор поясных или ростовых изображений в пророческом ряду диктовался размерами храмов и соответственно иконостасов в них.

Церковь празднует память пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю).

Литература:

1. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. // Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 236–259.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI вв. — М., 1967.

4. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII века. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — С. 326–343.

5. Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

6. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб., 1997. — С. 344–355.

7. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Кат. / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

8. Попова О. С. Византийские иконы XIV – начала XV веков в собраниях России. // Проблемы византийского искусства: Мозаики, фрески, иконы. — М., 2006. — С. 548.

9. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. — М., 1995.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.