Образ Божией Матери Боголюбская – древний чудотворный образ. На иконе Богородица изображена в рост. Ее фигура развернута вправо. Руки подняты высоко вверх в молитвенном жесте, взгляд устремлен в правый верхний угол, где в треугольном сегменте располагается благословляющий Спаситель. Как считают специалисты, изображение Спасителя появилось позднее, также как и свиток в руках Богоматери и пять поясных деисусных фигур на верхнем поле (Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил). По мнению исследователей, икона могла быть предалтарным образом, возможно, существовал парный к ней образ Спасителя. Иконография памятника близка изображению Божьей Матери в композиции Деисуса, а также иконографическому типу «Агиосоритисса».
Сведений об иконе в древнейших источниках не сохранилось. Подробное описание истории образа можно найти в «Летописи Боголюбского монастыря», составленной игуменом монастыря Аристархом в 1767-1769 годах. Подробности, которые сообщаются в этом тексте, позволяют предположить, что его автор мог использовать не дошедшие до нашего времени источники. В «Летописи» рассказывается о событиях, которые произошли, когда князь Андрей Боголюбский перевозил Владимирскую икону Божией Матери из Киева в Ростов. «Летопись» повествует о том, как повозка с иконой остановилась, потому что кони замерли как вкопанные. Князь увидел в этом знамение и стал молиться. Во время молитвы ему явилась Богородица со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и монастырь. Князь Андрей выполнил повеление и заложил церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее он устроил при храме монастырь и приказал написать икону Богородицы в том виде, как она ему явилась. Образ, богато украсив, князь разместил в церкви и установил праздник в честь иконы в день, когда ему явилась Богородица (18 июня по старому стилю). В память о чудесном явлении Богоматери икона и монастырь стали называться Боголюбскими.
Опираясь на эти свидетельства и исходя из анализа фрагментов древней живописи, исследователи датируют икону третьей четвертью XII века. Поскольку живопись лика Богоматери близка к образцам столичной византийской живописи, они считают, что образ был написан либо греческим мастером, либо русским иконописцем, который был знаком с этими образцами. Изображения пяти фигур деисусного чина на верхнем поле, по мнению специалистов, могли появиться в конце XII века, а изображение Спасителя в сегменте и свитка в руке Богоматери, как считает И. А. Стерлигова, – на рубеже XIII – XIV веков.
В 1918 году икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря, которые констатировали плохую сохранность древней живописи. Работы по ее расчистке и укреплению проводились также в 1946 году Ф. А. Модоровым и в 1956 году - Н. А. Барановым. В 1958 году состояние иконы было признано аварийным. Работы по реставрации начал Н.А. Баранов и закончила М.В.Романова в 1976 году (Государственные центральные художественные научно-реставрационные мастерские).
До революции икона находилась в соборе Боголюбского монастыря. После его закрытия образ поместили в приходскую церковь во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В тридцатых годах памятник поступил во Владимирский областной музей. В 1992 году икону передали на временное хранение в Успенский Княгинин монастырь во Владимире. В 2009 году она была возвращена в музей в аварийном состоянии.
Списки с иконы Богоматери Боголюбская можно разделить на два иконографических типа. К первому относятся точные копии с древнего образа. На некоторых иконах этого типа присутствует также изображение припадающего князя Андрея Боголюбского или Боголюбского монастыря, который иногда помещают у ног Богоматери. Ко второму типу, восходящему к и иконографическому изводу «Моление о народе», относятся иконы, включающие изображение святых, припадающих к ногам Богородицы с молитвой. Например, образ Боголюбской Московской Божьей Матери, что находился над Варварскими воротами Китай-города (в настоящее время хранится в московской церкви святых апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот). Кроме того, в описях конца XVII – начала XVIII века древние иконы Богоматери в молении или в иконографическом изводе «Моление о народе» иногда получали наименование Боголюбская вследствие схожести иконографий.
Празднование в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы совершается 1 июля (18 июня по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том V. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 459–463.
2. Преображенский А. С. Боголюбская Московская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том V. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 463–464.
3. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383.
4. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т.2. СПб., 1914–1915.
5. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
6. Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975.
7. Доброхотов В. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М., 1852.
8. Белянкин Л. Е. Историческое исследование о праздновании в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемыя Боголюбския, что у Варварских ворот в Москве. М., 1871.
9. Маханько М. А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI в. // Искусствознание. М., 1998. № 2. С. 240-261.
10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
11. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
12. Стерлигова И. А. Боголюбская икона Богоматери в XII-XIII вв.// ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура: Посвящ. 100-летию со дня рождения В. Н. Лазарева (1897-1976). С. 187-204.