Адам – согласно ветхозаветному преданию, первый человек, которого Господь сотворил «из праха земного» (Быт. 2: 7) на шестой день творения «по образу и подобию Божьему» (Быт. 1: 27). Бог поселил Адама в Эдемском саду и заповедовал «возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Господь позволил человеку вкушать плоды любого дерева в саду, кроме Дерева познания Добра и Зла (Быт. 2: 17). Однако Адам и первая женщина Ева не смогли побороть искушения и отведали плодов с запретного дерева. В наказание Бог изгнал Адама из Эдемского сада, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3: 23). Человек должен был со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле. Кроме того, Господь лишил Адама бессмертия: после смерти он должен вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан.
Адам прожил девятьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей (Быт. 5: 3-5). Адам и Ева, как говорит книга Бытия, являются прародителями всего человечества. Адам как праотец часто упоминается в гимнографических текстах.
В византийском и русском искусстве Адам изображается в образе старца в числе ветхозаветных праотцев и пророков. Первоначально подобные изображения встречались в монументальных росписях храмов. Например, в церкви Спаса на Ильине 1378 года. Позднее, с XVI века, иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса. В описях XVIII – XIX веков иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля упоминаются иконы с изображением Адама и Евы из праотеческого ряда середины XVI века.
Память Адама – в Неделю святых Праотец и в Неделю святых Отец.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Иванов М. С., Желтов М. С., Квливидзе Н. В. Адам. // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 280–283.
2. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.: «Искусство»,1990.
3. Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.
4. Mazure A. Adame et Eve: Le thème d'Adame et Eve dans l'art. P., 1967.