Святитель Григорий Армянский (ок. 239 – 325/326) – просветитель Армении, крестил армянского царя Трдата III Великого (287 – 330), первого из правителей, провозгласившего Христианство государственной религией.

Сведения о жизни святителя Григория сохранились в тексте "Истории Армении", который был составлен в IV веке, предположительно, секретарем царя Трдата III Агафангелом.

В этом тексте сообщается о том, что к отцу Трдата III, армянскому царю Хосрову II, персидским царем был подослан убийца – знатный человек родом из Армении по имени Анак. Анак нанес мечом Хосрову смертельные раны и попытался вместе со своим братом бежать, но его настигли разъяренные придворные армянского царя и бросили в реку с моста. Вся семья Анака была также перебита, кормилицам удалось спасти только двух младенцев, один из которых был Григорий. Его увезли в "греческие края" и воспитали в христианской вере. Он получил хорошее образование в Кесарии Капподакийской. Узнав о злодеянии отца, Григорий решил искупить его вину и поступил на службу к Трдату.

Став армянским царем, Трдат в первый год своего правления отправился к святилищу языческой богини Анаит, чтобы совершить благодарственные жертвоприношения. Григорий, который до этого времени прилежно служил Трдату, отказался принести жертвы идолу и открыто исповедал Христа, за что был предан многочисленным мучениям, а затем брошен в яму в Хор-Вирапе. Разъяренный упорством Григория, Трдат приказал разыскивать христиан и предавать их смерти, а имущество забирать в казну.

Преследования христиан продолжались в течение тринадцати лет, пока армянский царь не увидел девушку по имени Рипсиме. Рипсиме вместе с другими девушками-христианками из обители целомудренных дев, располагавшейся неподалеку от Рима, укрылись от преследований римского императора Диоклетиана на окраине столицы армянских правителей. Царь Трдат, пораженный необыкновенной красотой Рипсиме, возжелал жениться на ней. Но дева, укрепляемая своей наставницей Гаяне, победила в единоборстве правителя. Тогда разгневанный царь приказал предать мучительной смерти Рипсиме, Гаяне и других христианок из римской обители.

После гибели прекрасной девушки Трдат стал тосковать, это стало причиной его психического расстройства. Лишенный разума царь, подобно кабану, обнаженным носился по полям и питался травой. Сестре Трдата Хосровидухт было видение от Бога, что ее брата может исцелить только находящийся в Хор-Вирапе Григорий. По молитве святого разум вернулся к царю. Армянский правитель вместе со своими придворными принял святое Крещение и распространил христианство по всей Армении.

Святой Григорий стал первым главой Армянской церкви. В конце жизни святитель передал управление кафедрой своему сыну и удалился в пустынные пещеры, где закончил свой земной путь.

В византийском и русском искусстве Григорий Армянский изображается в виде средовека или старца с седыми волосами и клиновидной бородой в святительских одеждах со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений святителя представлено в мозаике собора Святой Софии в Константинополе около 878 года. В древнерусском искусстве изображение святого также встречается в росписях храмов, например, в росписи церкви Спаса на Нередице недалеко от Новгорода 1198 года. На иконах святитель Григорий Армянский может быть представлен единолично, как например, на иконе "Святой Григорий Армянский в житии" XVII века из собрания Государственного Русского Музея или в числе избранных святых.

День памяти святителя Григория Армянского – 13 октября (30 сентября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Арутюнова-Фиданян В.А., Турилов А.А., Сусленков В.Е. Григорий Просветитель // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2006. С. 41–47.

2. Агатангелос. История Армении / Пер., вступ. ст. и коммент.: К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатян. Ереван, 2004. Электронная версия Атабекян В., Мурадян А.

3. Каковкин А. Я. Образ Григория Армянского в некоторых памятниках древнерусского искусства // ИФЖ. 1967. № 2. С. 167–168.

4. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV – XV веков. М., 1987. С. 517–522.