Мученик Евстратий Севастийский (Аравракский) – святой, пострадал в начале IV века вместе с мучениками Евгением, Мардарием и Орестом и священномучеником Авксентием Севастийскими при императорах Диоклетиане и Максимиане в Севастии Каппадокийской (современный город Сивас, Турция).

Свидетельства о мученической кончине Евстратия Севастийского сохранились только в агиографической литературе. Существует несколько версий Мучения святого, одна из которых составлена Симеоном Метафрастом в конце X века. По мнению исследователей, в основе этого варианта лежит более ранняя редакция, которую Симеон Метафраст использовал без изменений.

Согласно этому тексту Евстратий Севастийский родился в городе Аравраке в Каппадокии в знатной и богатой семье. В течении многих лет он был чиновником римской империи в городе Сатала (совр. селение Садак недалеко от города Келькит, Турция). Евстратий втайне исповедовал христианство. Во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане Евстратий после некоторых колебаний открыто исповедал Христа. Его предали пыткам, но раны чудесным образом зажили.

Евстратия вместе с другими христианами отправили в город Севастию на суд правителя Агриколая. Правитель, не желая предавать казни бывшего чиновника, стал уговаривать его поклониться языческим богам. Евстратий, получивший хорошее образование и знавший античную философию и литературу, стал обличать язычество. Он приводил длинные цитаты, доказывая, что многие античные мыслители и поэты не верили в языческих богов. По просьбе Агриколая он рассказал о своей вере, изложив кратко Ветхий и Новый Завет. Смущенный правитель попытался запугать Евстратия пытками других христиан, но святой остался непреклонен. Ночью он составил завещание, в котором просил похоронить себя и христиан Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, пострадавших вместе с ним, в Аравраке. Доходы от своего имущества он оставил тем, кто будет заботиться о могиле, а деньги – нищим. Наутро его казнили в раскаленной печи.

Мучеников, как и завещал Евсратий, похоронили в Аравраке. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест стали наиболее почитаемыми святыми в Капподокии. В Араврак приходили многочисленные паломники, чтобы поклониться святым мученикам, у их могилы происходили исцеления и чудотворения.

В византийском и древнерусском искусстве не сложилось устойчивой иконографии мученика Евстратия Севастийского. Как правило, его изображали в виде средовека в далматике и плаще, который скреплен застежкой-фибулой. Подобным образом святой представлен на миниатюре в Минологии Василия II 976 – 1025 годов (Vat. gr 1613. Fol. 238), где изображены сцены мучений Севастийских святых. Пять Севастийских мучеников особо почитались в монастыре Святой Екатерины на Синае, где находился посвященный им храм. Возможно, из этого храма происходит икона начала XIII века, на которой в верхней части представлен Деисус, а в нижней – пять Севастийских святых.

В древнерусском искусстве изображения мученика Евстратия встречаются нечасто. Существуют как единоличные изображения святого, так и вместе с Авксентием, Евгением, Мардарием и Орестом Севастийскими, а также в составе избранных святых. Наиболее раннее из сохранившихся изображений Евстратия – образ святого из деисусного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Наряду с традиционными изображениями святого в мученических одеждах, в русском искусстве также встречаются образы мученика в виде воина в доспехах с крестом и мечом в руках. Так святой представлен на живописной раме со сценами мучений пяти мучеников Севастийских из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке города Москвы (собрание Музея-заповедника Коломенское). Кроме того, существуют изображения Евстратия в виде старца или юноши.

День памяти мученика Евстратия Севастийского – 26 декабря (13 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Артюхова Т. А., Луховицкий Л. В., Бродовая Ю В. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест // Православная энциклопедия. Том XVII. М., 2008. С. 333–336.

2. Бродовая Ю. В. «Малы суть мои страсти противу Божию воздаянию…»: Страдания и чудо святых «пяточисленных» мучеников: Памятник редкой иконографии из собрания ГМЗК // Искусство Христианского Мира. 2002. Выпуск 6. С. 188–196.

3. Синай, Византия, Русь: Православное искусство с VI до начала XX в.: Каталог выставки / Монастырь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000.

4. Вейцман К. и др. Иконы на Балканах: Синай, Греция, Болгария, Югославия. София. Белград, 1967.