Преподобные Зосима († 17.04.1478) и Савватий († 27.09.1434 или 1435) Соловецкие положили начало монашеской жизни на Соловецких островах на Белом море. Преподобный Савватий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, потом, тяготясь вниманием, перешел в Валаамский монастырь, откуда в поисках уединенного жития вместе с монахом Германом поселился на Соловках, около Секирной горы Соловецкого острова, где подвижники водрузили крест и поставили келью. Затем Герман ушел на Онегу, и Савватий остался на острове один. Предчувствуя кончину, он вернулся на материк и умер в деревне Сороки. Через год после кончины Савватия на Соловки вместе с Германом прибыл преподобный Зосима, в 1452 году ставший первым игуменом Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря. Основным источником сведений о святых является их Жития, которые воспринимаются как единое произведение. Хотя в жизни преподобные Зосима и Савватий не встречались, их труды, совместные посмертные явления и чудеса повлияли на сложение парной иконографии, которая стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 года.
Началом иконографии принято считать образ, привезенный купцом Иваном и его братом Федором из Новгорода после перенесения мощей с реки Сороки на Соловки. К иконе-пяднице «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», которая датируется первой половиной XVI века и находится в Московском Кремле (ГММК), прикреплена на обороте серебряная пластина XIX века с надписью: «Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы в 5 лето учеником его бывшим игуменом Досифеом 3-м 1478 года».
Преподобный Савватий согласно традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В сводном иконописном подлиннике XVIII века, принадлежавшем Г.Д. Филимонову, приводится следующее описание: «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул».
Сложилось несколько иконографических изводов преподобных. Иконографические варианты описаны в описях Преображенского собора Соловецкого монастыря: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Савватием», «Богородицы, изображена в рост, перед Нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». Образы преподобных были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, сложившегося в ХVII веке: святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними – панорама монастыря. У старообрядцев Поморья получил распространение и другие изводы – «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием» и преподобные Зосима с Савватий с монастырем «на воздусех» (в руках).
Память преподобного Савватия – 10 октября (27 сентября по старому стилю). Первое и второе перенесение мощей отмечается 21 августа (8 августа по старому стилю). В соборе Соловецких святых – 22 августа (9 августа по старому стилю), в Соборе Карельских святых – 3 июня (21 мая по старому стилю), в Соборе Новгородских святых – в третью Неделю по Пятидесятнице.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Панченко О.В., Андрущенко Е.Н., Андрущенко Н.А., Кольцова Т.М. Зосима Соловецкий // Православная энциклопедия. Том ХХ. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 365–384.
- Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.,1876.
- Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895.
- Маясова Н.А. Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия», 1575 г. Л., 1970.
- Кольцова Т.М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998.
- Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в ХVI – середине ХVIII в. // ДРИ. М., 1989.
- Щенникова Л.А. Вопросы изучения Соловецких икон ХVI – ХVII вв. // ДРИ. М., 1989.
- Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994.
- Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994.
- Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.
- Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996.
- Мильчик М.И. Три ранние иконы с изображением Соловецкого монастыря // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вологда, 1999. Вып. 7.
- Алдошина Н.Е. Благословенный труд. М., 2001.
- Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2001.
- Хотеенкова И.А. Три житийные иконы ХVI в. прп. Зосимы и Савватия Соловецких из Соловецкого монастыря // Искусство Христианского мира. 2002. Вып. 6. С. 154–169.
- Описи Соловецкого монастыря XVI в. / Сост.: З.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, М.И. Мильчик. СПб., 2003.
- Полякова О.А. О Соловецких иконах в собрании музея-заповедника «Коломенское» // Искусство Христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 196–204.
- Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006.
- Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи АМИИ. М., 2007.