Преподобный Варлаам Хутынский (в миру Алекса Михалевич, ум. 1193?) жил в XII веке, основал монастырь в честь Преображения Господня на правом берегу реки Волхов при впадении в нее реки Малый Волховец к северу от Новгорода на окраине деревни Хутынь.

Исторических сведений о Варлааме Хутынском сохранилось немного. В Синодальном списке Новгородской первой летописи под 1192 годом сообщается «Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варлам цьрнецъ, а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архиепископъ Гаврила на праздьникъ, и нарече манастырь». Преподобный Варлаам вложил в монастырь принадлежащую ему «землю и огород и ловища рыбьная и гоголиная (охотничьи угодья) и пожни», «землю Хоутинскоую … с челядию и с скотиною», и «другое село на Слоудици (село Слудицу)». В Новгородском музее заповеднике хранится пергаменная вкладная (данная) грамота Варлаама Хутынского, древнейшая грамота подобного рода.

Сведения о том, когда преподобный скончался, противоречивы, вероятно, это произошло между 1193 и 1209 годом. Преподобный Варлаам был похоронен в основанном им монастыре. Возможно, вскоре после смерти преподобного, начинается его местное почитание. В XIII веке была составлена первая редакция жития.

В Москве почитание преподобного Варлаама Хутынского начинается с 1461 года. Это связано с чудесным воскрешением из мертвых у гроба преподобного молодого отрока Григория Тумгеня, постельничего Василия Васильевича Темного, во время пребывания великого князя с сыновьями Юрием и Андреем в Новгороде в 1460 году. Тогда же в каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи «на бору» в Кремле, построенной на месте деревянной, был устроен придел Варлаама Хутынского.

Особо почитался преподобный Варлаам Хутынский великим князем Василием III, который в 1499 году был посажен отцом на княжение в Великом Новгороде и Пскове. После того, как Василий Иванович в 1505 году стал единоличным правителем (он был соправителем Ивана III с 1502 года), по его указу в Хутынском монастыре на месте обветшавшего храма XII века было начато строительство нового Спасо-Преображенского собора, которое было закончено в 1515 году.

С преподобным Варлаамом Хутынским связано чудо, которое произошло в Москве в 1521 году во время внезапного нашествия крымских и казанских татар. Как сообщают летописи, когда татарское войско перешло Оку и начало грабить подмосковные села и монастыри, Василий III отправился в Волоколамск, «ожидая к себе силы от Великого Нова града, а инех отинуду». В это время в Вознесенском монастыре в Кремле слепой инокине было видение, как собор московских святителей и чудотворцев по повелению Всемилостивого Бога и Пречистой Богородицы в наказание за грехи москвичей, взяв с собой икону Владимирской Божьей Матери, удалился из града через Фроловские ворота. И только после заступничества преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского и общей молитвы перед образом Пречистой Богоматери, святители и чудотворцы вернулись обратно.

Мощи преподобного Варлаама Хутынского находятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря.

На иконах преподобный Варлаам Хутынский изображается средовеком с темными волосами и бородой в монашеских одеждах (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на голове или на плечах, сапожках) со свитком в руке. Например, икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде «Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, святой Харитон Исповедник» конца XV – начала XVI века (Новгородский музей-заповедник).

Память преподобного Варлаама Хутынского – 24 июня (11 июня по старому стилю), 19 ноября (6 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Секретарь Л.А., Шалина И.А. Варлаам Хутынский // Православная энциклопедия. Том VI. М., 2003. С. 635–640.

2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 39.

3. Камчатнов А.М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009. С. 555.

4. Полное собрание русских летописей. Т. XX. Львовская летопись. Ч. 1. СПб., 1910. С. 264–266.

5. Полное собрание русских летописей. Т. XXI. Книга Степенная Царского родословия. Ч. 2. СПб., 1913. С. 600–602.

6. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1983.

7. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.

8. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007.

9. Иконы Вологды XIV – XV веков. М.: Северный паломник, 2007. Кат. 55. С. 355.