(Явление ангела женам-мироносицам).
На иконе «Жены-мироносицы у Гроба Господня» изображаются события, произошедшие после Воскресения Иисуса Христа. Евангелия повествуют о том, что во время распятия Христа многие женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк. 23: 49), были там и смотрели издали (Мф. 27: 55-56; Мк. 15: 40-41; Лк. 23: 49; Ин. 19: 24-27). После смерти Христа некоторые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф. 17: 59-61; Мк. 15: 46-47; Лк. 23: 53-55; ср.: Ин. 19: 40-42). По прошествии субботы, когда начался первый день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк. 16: 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, который состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28: 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк. 16: 5, или «два мужа в одеждах блистающих» – Лк. 24: 4) сообщает женам о свершении великой Тайны – Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк. 24: 5-7; Мф. 28: 5-6; Мк. 16: 6).
В первые века христианства сцена у Гроба Господня воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения Христова. Самое раннее из известных изображений жен-мироносиц у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232 – 256 г.). Также эта композиция могла входить в состав Страстного цикла в настенных росписях и мозаиках. Один из ранних примеров - мозаики базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, выполненные до 526 г. Встречается этот сюжет и в книжной миниатюре, и в пластике. В Евангелии Раввулы (586 г.) представлена двухчастная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней. На миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. около 600 года, Музеи Ватикана) в трех ярусах изображены пять евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения среди которых также есть сцена «Явление ангела женам-мироносицам».
В послеиконоборческий период (с IX века) сформировалась иная иконография Воскресения Христова - Сошествие Господа во ад.
В русских, как и в византийских памятниках, сцена «Жены-мироносицы у Гроба Господня» входит в страстные циклы. Этот сюжет есть в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год). Иконы с подобным сюжетом могли входить в состав икон праздничного ряда иконостаса, а также в комплект аналойных икон. Наиболее древними из подобных икон являются икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня» из праздничного ряда Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1425-1427 год) и двусторонняя икона-таблетка «Жены-мироносицы у Гроба Господня» из комплекта, так называемых «Троицких таблеток» (вторая четверть XV века, Сергиево-Посадский музей-заповедник).
В композиции этого сюжета возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа и поз жен-мироносиц и стражников, но в целом она следует схеме, выработанной в Византии в послеиконоборческий период.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Лебедев П. Ю. Лукашевич А. А. Квливидзе Н. В. Жены-Мироносицы // Православная энциклопедия. Том XIX. М., 2008. С. 143-148.
2. Иванов М. С. Лукашевич А. А. Квливидзе Н. В. Воскресение Иисуса Христа// Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 414-423.
3. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 482-494.
4. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905.
5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.