События праздника Преображения Господня описаны у святых евангелистов Матфея, Марка и Луки (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы. Одним из древнейших образов, символический смысл которого можно трактовать как Преображение, Н. В. Покровский считает мозаику апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI века). Другой памятник этой эпохи – мозаика в конхе апсиды церкви монастыря св. Екатерины на Синае – показывает иконографию, которая легла в основу традиционных сюжетов Преображения в византийском и древнерусском искусстве. С XII века иконография Преображения дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII – XIV веков: росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321 год) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV века). В более поздних памятниках появляется развернутая композиция с рядом иконографических подробностей. Так, на некоторых иконах XVI – XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают Ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых.

Одна из самых известных икон Преображения приписывается кисти Феофана Грека, она была написана в начале XV века для Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в ГТГ). В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию.

В святоотеческих толкованиях и богослужебных текстах Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, поэтому этот сюжет в нарушение хронологического повествования воспринимался как элемент страстного цикла, что отразилось в последовательности расположения праздничных сцен. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 год, Новгород) Преображение представлено рядом со сценой Входа в Иерусалим. В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год, Псков) Преображение расположено между композициями Входа в Иерусалим и Омовения ног. В русских иконостасах XVI – XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между иконами Входа в Иерусалим и Распятием.

Празднуется 19 августа (6 августа по ст.ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986..

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982.

4. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

5. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles..., Paris, 1916.

6. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV вв. Каталог Собрания. М., 1995.

7. Евсеева Л.М. Преображение. // Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. М.: Индрик, 2000.

8. Семоглу А. Воскресающий Моисей: О редкой иконографической особенности сцены «Преображение» в настенной монастырской живописи северо-западной Греции XVI века. // Византийский временник. М., 2001. Вып. 60. С. 175.

9. Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4.

10. Липатова С. Н. Заметки по иконографии Преображения Господня. Интернет-ресурс: Pravoslavie.ru

11. Высокий русский иконостас. М., 2004.