Богоявление (Крещение Господне)- один из ранних христианских праздников. Его возникновение датируется не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым; датой праздника установлено 6 января. В IV веке сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество, содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне. В настоящее время повсеместно Рождество и Крещение (под названием Богоявления) празднуются раздельно.
В основу иконографии Богоявления положен евангельский рассказ о том, как Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан (Мф. III, 13-17; Лк. III, 21-23; Мк. I, 9-11; Ин. I, 29-34). Когда Христос выходил из воды, на Него снизошёл Святой Дух в виде голубя, а с неба был глас Бога-Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В этот момент явились все три ипостаси Святой Троицы (Триединого Бога), поэтому событие получило название «Богоявление».
В центре композиции изображён обнажённый Христос в водах Иордана. Слева на берегу – Иоанн Креститель, склонившийся ко Христу и касающийся Его головы. На правом берегу представлены три ангела. Примечательно, что о присутствии ангелов при данном событии не говорится в Евангелиях, однако они достаточно рано начинают включаться в иконографию, занимая, как правило, правую часть иконы. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Поза Христа на иконах бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (ныне – в Троицком соборе г. Александрова, XIV век), иконах-«таблетках» из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора в Новгороде (XV век). Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой.
Первые изображения данного события, появившиеся уже в раннехристианские времена (мозаика в куполе Арианского баптистерия в Равенне, 493-526 гг.), запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. В ранних христианских памятниках IV – V веков, таких как ампулы Монцы, мозаики баптистерия в Равенне, плакетке с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Богоявление. // Православная энциклопедия. Том V. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 . С. 488.
2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
3. Липатова С.Н. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве. Интернет-ресурс: pravoslavie.ru
4. Липатова С.Н. Иконография Благовещения в византийском и древнерусском искусстве. Интернет-ресурс: pravoslavie.ru
5. Скабалланович М.Н. Христианские праздники. Рождество Христово. Киев, 1916.
6. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.