Успение Богородицы
Иконы
-
Воскресение-Сошествие во ад. Вознесение. Сошествие св. Духа. Успение
Из праздничного чина. Воскресение-Сошествие во ад. Вознесение. Сошествие св. Духа. Успение.
-
Двусторонняя икона-«таблетка» «Успение Богоматери»/«Спас Нерукотворный»
Двусторонняя икона-«таблетка» с изображением с одной стороны Успения Богоматери, с другой - Спаса Нерукотворного. Основу иконы составляют два склеенных между собой куска очень тонкой льняной ткани, покрытых с обеих сторон меловым грунтом. Фон икон золотой, изображения заключены в синие и киноварные рамочки. -
Радиальная грань. В верхней части ростовое изображение евангелиста Марка. Ниже - сцена Успения Богоматери.
-
Рождество Христово, Успение Богоматери, Богоявление. Явление ангелов женам-мироносицам
Изображения четырех праздников на иконе, вероятно, составляют определенную программу, значение которой может толковаться по-разному. В верхнем левом углу иконы расположено Рождество Христово, в правом – Успение Богоматери. Внизу помещены сцены Богоявления и Явление ангелов женам-мироносицам. -
Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение Богоматери
В среднике иконы, разделённом на четыре части, представлены четыре сюжета из жития Богоматери: Её Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение. На полях изображено двое святых. -
В нижнем регистре помещено ростовое изображение святого Дмитрия в трехчетвертном повороте. В верхнем – Успение Богородицы.
-
Спас Нерукотворный, с праздниками и Чудом о Флоре и Лавре
Центр композиции занимает изображение Спаса Нерукотворного.
-
Иконография иконы в целом традиционна и включает в себя изображения Богоматери на ложе, апостолов, Христа во славе с душой Богоматери в руках, а также сцену усекновения рук нечестивого Авфонии, пытавшегося опрокинуть ложе Богоматери. Среди предстоящих выделяются фигуры неизвестного святителя в крещатых ризах с Евангелием в руках в левой группе апостолов и ангела, стоящего у ложа Богоматери справа. Апостолы Иоанн Богослов и Павел, припадающий к ложу, представлены в центре композиции, перед фигурой Христа. Необычно изображение Авфонии в виде длинноволосого юноши, а не старца в иудейском головном уборе.
-
Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы - сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию.
-
Из Праздничного ряда. Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с изображением сонма ангелов. Он держит в руках младенца– символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы - сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию.
-
Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы - сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию. Икону отличает необычная форма очень широкой славы, уподобленной полукруглой стене, охватывающей всех участников сцены. Фигуру самого Христа окружает сильно вытянутая миндалевидная слава ярко-красного цвета, увенчанная серафимом.
-
На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души. По сторонам от него изображены ангелы, святители.
-
Сюжет традиционный с апокрифом о неверующем Авфонии. Икона выполнена на высоком профессиональном уровне, по стилю близка к мстёрским мастерам.
-
Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери.
-
Из Праздничного ряда. Из Праздничного ряда. Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с изображением сонма ангелов. Он держит в руках младенца– символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы - сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию.
-
Икона Праздничного ряда восходит к одному из вариантов иконографии, известному в русском искусстве конца XIV-начала XV века. Его характерные особенности – поза Христа, склонившего голову к ложу Богоматери, и Его двойная слава с изображением сонма ангелов. К московским иконам раннего XV века, вероятно, восходят и конкретные иконографические черты каждого из предстоящих апостолов, а также расположение фигур двух святителей по краям композиции. Справа изображен святитель Игнатий Богоносец, а слева – святитель Иерофей афинский, в надписи ошибочно названный Дорофеем. Отличительной особенностью иконы является включение в композицию эпизода с наказанием иудея Авфония, которое редко встречается в иконах из праздничного чина достаточно редко.
-
Из Праздничного ряда.
Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа в двойной славе с изображение м сонма ангелов. Он держит в руках младенца- символ души Богоматери. Редкой особенностью иконографии являются листы с литургическими текстами в руках святителей -
Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы - сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию. Икону отличает необычная форма очень широкой славы, уподобленной полукруглой стене, охватывающей всех участников сцены. Фигуру самого Христа окружает сильно вытянутая миндалевидная слава ярко-красного цвета, увенчанная серафимом.
-
В центре композиции изображено ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души. По сторонам от него ангелы и святители Иерофей и Дионисий Ареопагит. В верхней части - ангелы, возносящие душу Богоматери на небо, которое изображено в виде синего полукруга с золотыми звездами, и летящие в облаках апостолы, сопровождаемые ангелами. Сама Богородица изображена сидящей на троне в облачном сегменте. В нижней части иконы представлена сцена усекновения рук Авфонии.
-
Успение Богоматери представлено в соответствии с наиболее полной иконографической схемой, включающей изображения апостолов, несомых ангелами на облаках в Иерусалим, чтобы проститься с Богоматерью, вознесения Богоматери, которую встречают ангелы у врат рая, четырех святителей у ее ложа, а также сцены усекновения рук нечестивого иудея Авфонии, пытавшегося опрокинуть одр с телом Богоматери во время погребального шествия в Гефсиманию. Существующие изображения ангелов в небесном сегменте и архангела, отсекающего руки Авфонии, относятся к XIX веку, но, по-видимому, следуют первоначальной схеме.
-
В центре – усопшая Богоматерь, лежащая на высоком ложе со скрещенными на груди руками. У Ложа стоят апостолы и святители. По сторонам горящие светильники. За ложем возвышается фигура Христа, который держит душу Богоматери (в виде младенца, закутанного в зеленовато-белые пелены). Сверху слетают два ангела, готовые принять ее душу. В верхней части композиции находятся ангелы, возносящие душу Богоматери на небо, которое изображено в виде синего полукруга с золотыми звездами, и летящие в облаках апостолы, предводимые двумя ангелами.
Перед одром низкое подножие, на котором стоят красные туфли.
За одром – Иоанн Богослов, приникший к изголовью. Слева, в первом ряду у изголовья, Петр с кадилом, рядом Марк, за ним молодой Фома. Во втором ряду Иаков и Варфоломей, склонившие головы друг к другу, рядом два святителя Иерофей с золотой ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит. Справа от ложа, склонившиеся к ногам Богоматери апостол Павел, евангелисты Лука и Матфей. Во втором ряду апостол Андрей, чуть склонившийся вперед; Иаков, епископ Иерусалимский, брат Господень, и апостолы Симон и молодой Филипп. Слева вверху Фома, рядом с ним Иаков. В среднем ряду слева Варфоломей, справа – Марк, в нижнем – Иоанн Богослов и Петр. В правой группе представлены апостолы: слева – Симон, справа – Филипп; в среднем ряду, соответственно, Лука и Андрей, в нижнем – Павел и Матфей.
-
Икона из праздничного чина иконостаса. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души. По сторонам от него изображены ангелы, святители.
-
На иконе помещено изображение сцены Успения Богородицы.
-
Икона изображает евангельский сюжет Успения Богоматери.
-
Икона из праздничного чина иконостаса. Помещено изображение сцены Успения Богородицы. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души.
-
Успение Богоматери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими
В верхней части иконы в резной раме изображена Богоматерь, возлежащая на ложе, окруженном апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души. В нижней части иконы изображены предстоящие Антоний и Феодосий Печерский. -
Успение Богоматери и святые князья Владимир, Борис и Глеб
Двухчастная икона. В верхней части иконы изображено Успение Богоматери. Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери. Помимо апостолов на фоне двух архитектурных кулис изображены четыре святителя Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский, Иаков Иерусалимский и Дионисий Ареопагит, а также жены – служанки Богоматери. Перед ложем богоматери представлен архангел Михаил отсекающий руки нечестивому иудею Авфонии, пытающемуся опрокинуть ложе Богоматери во время перенесения тела из Иерусалима в Гефсиманию на место погребения.
В нижней фронтальные фигуры святого равноапостольного князя Вдадимира и его сыновей – святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Князья изображены в рост, в княжеских одеждах, с мечами в левой руке и мученическими крестами в правой. -
Успение Богоматери Киево-Печерское
Икона является списком с чудотворного образа, находившегося в соборной церкви Киево-Печерской лавры и пропавшего во время Великой Отечественной войны.
Богоматери на одре предстоят апостолы двумя тесными группами. Апостол Иоанн изображён стоящим за одром, низко склонившимся к Её лицу.
-
Успение Богоматери, в окладе из бисера
Изображение Богоматери, лежащей в саване.
-
В центре композиции изображено ложе с усопшей Богоматерью. По сторонам от него - апостолы. За ложем помещена фигура Христа.
-
Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы - сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию.
-
По сторонам центральной композиции представлены апостолы, несомые на облаках ангелами. В верхней части средника, в двух сценах, изображено преломление хлебов апостолами (вместе с фигурой возносящейся Богоматери они образуют композицию «Явление Богоматери апостолам в преломлении хлебов»). В нижней части средника помещены клейма с изображением смертного благовещения Богоматери, моления Богоматери на Елеонской горе, фарисеев перед царем, усекновения рук Авфонии во время несения тела Богоматери и апостола Иоанна Богослова перед гробницей Богоматери.
-
Помещено изображение сцены Успения Богородицы. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души. В нижней части иконы – ангел, отсекающий руки Афонию.
-
На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках - символом непорочной души. По сторонам от него изображены ангелы и святители Дионисий и Иаков. В нижней части иконы – ангел, отсекающий руки Афонию.
-
В основу иконографии положено апокрифическое Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы и другие святоотеческие и гимнографические тексты. В центре иконы изображено ложе с усопшей Богоматерью и Христос с Ее душой на руках. Ложе окружают скорбящие апостолы. Вверху в центре в облачном сегменте Новозаветная Троица.
-
Икона состоит из четырнадцати клейм с изображением Богородица и святых.