Великомученик Георгий – святой, претерпевший многочисленные жестокие мучения за Христа, одержал духовную победу над мучителями, за что был прозван Победоносцем.
Исторических свидетельств о земной жизни святого Георгия не сохранилось. Почитание Георгия как мученика началось не позже V века в Малой Азии и Палестине. Это подтверждают древнейшие посвященные ему храмы, расположенные в Малой Азии и прилегающих к ней областях.
В тоже время, вероятно, в монашеской среде возникают самые ранние редакции жития Георгия, которые всячески подчеркивают мученические подвиги святого. В разных вариантах жития его мучит либо персидский царь Дадиан, либо Диоклетиан. Некоторые редакции жития приобретают фантастический характер: Георгия мучает 70 царей, мучения длятся 7 лет и носят разнообразный и жестокий характер, все орудия пыток оказываются бессильными перед мужеством и стойкостью святого, трижды воскресавшего. Эти жития свидетельствуют о том, что, вероятно, в V веке или ранее жил юноша, занимавший видное положение в обществе и поразивший современников исключительными обстоятельствами мученичества. В VI–VII веках житие святого подвергалось редактированию, а фантастические варианты были приравнены к апокрифической литературе. В рукописях XI века появляются посмертные чудеса (с колонной вдовы, с пронзенным образом, с плененным пафлагонским юношей), позднее – «Чудо со змием».
Иконография святого Георгия складывается к VI веку. Его изображают юношей с темными кудрявыми волосами. Эти изображения делятся на два типа. К первому типу относятся изображения, где святой представлен мучеником, ко второму – воином. Самое раннее изображения святого можно увидеть на иконе VI века «Богоматерь на престоле с Феодором и Георгием» из монастыря святой Екатерины на Синае, где он представлен мучеником.
Особым почитанием пользовался Георгий Победоносец в Византии в X–XII веках. В византийском искусстве этого времени широкое распространение получают изображения святого Георгия-воина. Георгий изображается либо стоящим, опирающимся на копье и щит, либо сидящим, с мечом в руках, либо на коне, либо поражающим дракона. Во всех четырех случаях он облачен в воинские доспехи. Очень часто его фигура дается в сопровождении других святых воинов (в частности, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Прокопия, Меркурия, Евстафия, Димитрия, Нестора, Артемия), и тогда она входит либо в состав кавалькады, либо образует одно из звеньев строя. Такие изображения связаны с почитанием святого Георгия как небесного покровителя византийского императора и его войска. На своих монетах императоры династии Комнинов изображали Георгия-воина либо в рост, рядом с императором (причем оба они держатся за греческий крест), либо чеканили одну полуфигуру святого. Образ Георгия переходит и на монеты Палеологов. Известно также, что в XIV веке на византийских знаменах Георгий изображался и на коне, и в образе Победоносца, сражающегося с драконом. В обоих случаях он выступал покровителем императора и его войска.
В то же время святой Георгий изображался и в образе мученика. На нем патрицианские одежды – хитон, длинный плащ с тавлием, полусапожки, в правой руке Георгий, обычно держит крест. Греческая надпись на одной из икон поясняет смысл данной иконографии: «Явившиеся на четырех концах света стратилаты, послушные евангельским наставлениям, готовы принять награду избранных».
На Руси под прямым воздействием византийской традиции святой почитался как покровитель князей и их ратных подвигов. Как и в Византии его изображения появляются на монетах и печатях. Распространению почитания святого воина способствовал Ярослав Мудрый, крестное имя которого было Георгий. Он основал в 1037 году, после победы над печенегами, монастырь его имени в Киеве. Георгиевская церковь этого монастыря была освящена 26 ноября киевским митрополитом Илларионом. По-видимому, тогда же Ярослав «заповеда по всей Руси творити праздникъ св. Георгия месяца ноября 26 день». Георгию посвятил Ярослав и специальный придел в построенной им Софии. Его именем назвал «град Юрьев», который он заложил после победы в 1030 году над чудью. Изображения Георгия фигурируют на монетах и печати Ярослава. Позднее многие из русских князей носили имя Георгий, в честь святого возводилось множество церквей, его почитали как помощника в борьбе с врагами.
В домонгольский период в росписях храмов и на иконах святой изображается, как правило, в виде воина. Например, икона святого Георгия из Георгиевского собора Юрьевского монастыря в Новгороде, датируемая 30–40 годами XII века. (ГТГ). В то же время в Новгороде складывается тип изображения воина-мученика, который, за редким исключением, не встречается в византийском искусстве. На иконах такого типа Георгий изображался в воинских доспехах, но с крестом в руках. Примером может служить новгородская икона из Русского Музея «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века. В конце XIV века с появлением высокого иконостаса образ Георгия в типе мученика включается в состав деисусного ряда. Самый ранний пример – образ святого Георгия из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля конца XIV века.
Дни памяти великомученика Георгия Победоносца – 6 мая (23 апреля по старому стилю), 16 ноября (3 ноября по старому стилю), 23 ноября (10 ноября по старому стилю), 9 декабря (26 ноября по старому стилю).
Литература:
1. Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве.// Русская средневековая живопись: статьи и исследования. — М., 1970.
2. Виноградов А. Ю., О. Н. А., Турилов А. А., О. В. Л., Жарикова Т. А. и др. Георгий. // Православная энциклопедия. Том X. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 665–692.
3. Корина О. А. Георгий. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №2. — М., 1995.
4. Вейцман К., Хадзидакис М., Миятев К., Радойчич С. Иконы на Балканах. Синай. Греция. Болгария. Югославия. — София; Белград, 1967.
5. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М.: «Искусство»,1990.
6. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.
7. Интернет-ресурс: Православие.RU: http://days.pravoslavie.ru/Images/im118.htm