Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен – родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор – знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.
Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV – VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Сведения о жизни святого сообщает Андрей Критский, патриарх Константинопольский Мефодий, Симеон Метафраст и другие. События его жизни в житийной литературе переплелись с биографией святителя Николая, епископа города Пинары, жившего в VI веке. Отождествление их произошло уже в Византии, что отразилось в иконографии. В Древней Руси было известно три варианта жития святителя Николая, поэтому житийная иконы отличаются разнообразием.
Иконография святителя Николая сложилась в византийском искусстве в X – XI веках. Древнейшие изображения в монументальной живописи: фреска в соборе Санта-Мария Антиква в Риме (VIII век), мозаика Софийского собора в Константинополе (Х век), мозаика и фреска в Киево-Софийском соборе. В иконописи древнейшим изображением принято считать образ «Св. Николай с избранными святыми» (XI век) из монастыря св. Екатерины на Синае и поясное изображение святого XII века из Смоленской церкви Новодевичьего монастыря, икона происходит из Новгорода. Многочисленные изображения святителя Николая, сохранившиеся на византийских и древнерусских иконах и в храмовых росписях, запечатлели ярко выраженные портретные черты. Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в иконописных подлинниках (руководствах по иконописи) при описании разных святых указано: «власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», или просто «аки Никола». Святитель Николай Чудотворец согласно традиции изображается в епископских одеждах (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони (простой или крещатой), омофоре) и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием в левом руке. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого Николая являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI – ХIII веках.
Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х – начала XV века. М., 1995.
3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.
4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.
5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.
6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.
7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888.
10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.
12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.
14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.
15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.
16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.
17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.
18. Прот Николай Погребняк. Из истории иконографии святителя Николая. Интернет-ресурс
19. Нечаева Т.Н. Некоторые иконографические типы святителя Николая чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI – XIX вв. (по произведениям иконописной коллекции ЦАК МДА). Интернет-ресурс
20. Квливидзе Н. Иконография Святителя Николая // Юный художник. №2. 1995. Интернет-ресурс
21. Святитель Николай Мирликийский в произведениях XII – XIX веков из собрания Русского музея. СПб., 2006.
22. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.
23. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М.: Индрик, 2000. № 29, с. 142–145.
24. Иконы XIII – XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М.: Северный паломник, 2007.