Иконография объединяет два разновременных события перенесения реликвий Богоматери из Иерусалима в Константинополь: положение ризы (мафория) в капелле Святой Раки во Влахернах и положение пояса в самостоятельной капелле при Халкопратийской богородичной церкви. До XII века пояс Богоматери (или его часть) также был перенесен во Влахерны. Вероятно, поэтому почитание обоих святынь было объединено в иконографии.

Событие перенесения ризы (мафория) Богоматери состоялось в Византии в 473 году при императоре Льве I и патриархе Геннадии I. Оно подробно описано в «Похвальном слове на положение ризы», на основе которого был создан исторический вариант иконографии праздника, представляющий поклонение святыне. Исторический вариант иконографии положения пояса практически совпадает с положением ризы. Вариант с изображением двух реликвий, очевидно, также существовал в византийском искусстве, откуда сюжет пришел в русскую иконографию.

В центре композиции престол, на который константинопольский патриарх и византийский император возлагают мафорий и пояс Богоматери. За патриархом представлены епископ и монах (на некоторых иконах – дьякон со свечой), за императором – императрица и придворные дамы. Иконы различаются составом поклоняющихся реликвиям персонажей и их взаимным расположением. На иконе Положения пояса и ризы Богоматери из Ризположенской церкви села Бородава 1485 года изображение императорской четы у престола соответствует церемонии поклонения ризе Богоматери в капелле Святой Раки, описанной Константином Багрянородным.

В клейме западных медных врат Рождественского собора в Суздале (конец XII века) представлено наиболее раннее изображение Ризоположения в древнерусском искусстве.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иконы Москвы XIV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск II. М.: Индрик, 2006.

2. Дионисий «живописец пресловущий». М.: Северный паломник, 2002.

3. Антонова В.И. Новооткрытые произведения Дионисия в Государственной Третьяковской галерее. М., 1952.

4. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

5. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971.

6. Смирнова Э. С. Две иконы из Кирилло-Белозерского монастыря. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.

7. Ростово-суздальская школа живописи. Каталог выставки. М., 1967.

8. Лифшиц Л. И. О границе понятия «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия». // Древнерусское и поствизантийское искусство. М., 2005.

9. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI вв. М., 1973.

10. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI в. М., 1975.

11. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладной искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.

12. Попов Г. В. Московская икона 1485 г. из села Бородавы. // Древнерусское искусство XV – XVII вв. М., 1981.

13. Попов Г. В. Церковь Ризположения села Бородава. М., 2006.