«Спас Смоленский» – иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Спаситель представлен в типе «Вседержитель»: фронтально, в рост, с благословляющей правой рукой и держащий в покровенной левой руке Евангелие. К Его ногам припадают в молении преподобный Сергий Радонежский слева и преподобный Варлаам Хутынский справа. В верхней части композиции слева и справа от Христа располагаются ангелы с орудиями страстей.

Исследователи связывают создание образа с событиями русско-литовской войны 1512–1522 года. В ходе этой войны русским войскам в 1514 году удалось овладеть Смоленском. Воскресенская летопись сообщает о том, что «Августа 1, на Происхождение честнаго креста, князь велики Василей Ивановичь всея Русии с своею братьею, и зъ бояры, и съ всеми въеводы и розными чины поиде съ великою славою въ градъ Смоленскъ». Однако, польский король Сигизмунд не хотел мириться с потерей Смоленска и не желал подписывать мир.

В 1521 году Магмет-Гирей, побуждаемый польскими посланниками, объединил силы Крымской и Казанской орды и неожиданно появился под стенами Москвы. Как сообщают летописи, когда татарское войско перешло Оку и начало грабить подмосковные села и монастыри, Василий III отправился в Волоколамск, «ожидая к себе силы от Великого Нова града, а инех отинуду». В это время в Вознесенском монастыре в Кремле слепой инокине было видение, как собор московских святителей и чудотворцев по повелению Всемилостивого Бога и Пречистой Богородицы в наказание за грехи москвичей, взяв с собой икону Владимирской Божьей Матери, удалился из града через Фроловские ворота. И только после заступничества преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского и общей молитвы перед образом Пречистой Богоматери, святители и чудотворцы вернулись обратно. В тот же день пришло известие, что Магмет-Гирей ушел от стен Москвы. Войско Магмет-Гирея произвело страшное опустошение в Московском княжестве, в некоторых источниках сообщается, что в плен было уведено около 800 тысяч, и хотя эта цифра преувеличена, она показывает, насколько сильное разорение произвели татарские орды.

Позднее в нише стены Фроловской (Спасской) башни Московского Кремля появилась фреска, на которой был изображен Спаситель с преподающими в молении преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским и ангелами с орудиями страстей. Образ получил наименование «Спас Смоленский». Когда именно появился этот образ в нише башни неизвестно. Самое раннее свидетельство относится к середине XVII века. Древнейшие иконы с подобной иконографией относятся к эпохе Ивана Грозного.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Полное собрание русских летописей. Т. VIII. Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 255–265.

2. Полное собрание русских летописей. Т. XXI. Книга Степенная Царского родословия. Ч. 2. СПб., 1913. С. 600–602

3. Секретарь Л. А., Шалина И. А. Варлаам Хутынский // Православная энциклопедия. Том VI. С. 635–640.