Святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский) (XIV век) – сын смоленского князя, Переславль-Залесский чудотворец, прославился строгой праведной жизнью посмертными чудотворениями.
Немногочисленные сведения о жизни святого, основанные на устном предании, были собраны преподобным Даниилом Переславским. Преподобный Даниил родился в городе Переяславле (совр. город Переславль-Залесский), был знаком с рассказами о благоверном князе и желал возобновить церковное празднование памяти святого, прекратившееся, вероятно, вследствие запустения. Позднее (около 1556 – 1561 года) сведения о жизни благоверного князя Андрея Смоленского вошли в состав Жития преподобного Даниила.
Согласно преданию святой благоверный князь Андрей Смоленский пришел в город Переяславль, но никому не открыл своего происхождения, и поселился при церкви святителя Николая, что у городских ворот. В течение тридцати лет он исполнял обязанности пономаря при церкви, вел строгую праведную жизнь. После смерти святого на его теле были обнаружены вериги, а также золотая цепь и перстень. В записке, написанной князем, сообщалось: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее».
По предположению исследователей отцом благоверного князя Андрея был смоленский князь Федор Слепой Фоминский. Возможно, Андрей удалился из раздираемого на части Смоленского княжества, чтобы избежать кровопролитной междоусобной борьбы с родственниками.
Святой был похоронен при храме святителя Николая Чудотворца, там же сохранялись вериги и золотая цепь с перстнем. Позднее золотая цепь и перстень были переданы великому князю Ивану III Васильевичу в обмен на хлебную ругу.
В русском искусстве святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский) изображается, как правило, в виде средовека в княжеских одеждах с крестом и мечом или свитком в руках. Одним из ранних, дошедших до нашего времени, является изображение князя на южной грани юго-западного столпа Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова Переславль-Залесского монастыря, выполненное в 1662 – 1668 годах артелью Гурия Никитина. На иконах встречаются как отдельные изображения князя Андрея Смоленского, так и в числе святых и чудотворцев Переславских, как например, на образе XVIII века «Переславские чудотворцы» из собрания Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника.
Память святого благоверного князя Андрея Смоленского (Переяславского) – 9 ноября (27 октября по старому стилю), 5 июня (23 мая по старому стилю) в Соборе Ростово-Ярославских святых.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
2. Сергиевский Ф., свящ. Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей святого Андрея, благоверного князя Смоленского, Переславского чудотворца. М., 1890.
3. Строгановский Иконописный Лицевой Подлинник: Конца XVI и начала XVII столетий. М., 1869.