Житийные образы великомученика Мины Египетского основаны на текстах его Житий, описаниях мученичества и Сказании о чудесах. Один из вариантов Жития приписывается святителю Афанасию Александрийскому. Посмертные чудеса святого описаны Тимофеем архиепископом Александрийским в Сказании о чудесах святого великомученика Мины. В первой половине VI века Роман Сладкопевец составил песнопение в честь святого Мины Египетского. Наиболее раннее изображение житийных сцен показано на пиксиде из слоновой кости VI века (Британский музей), отдельные сцены встречаются в византийских рукописях IX – X веков.
В древнерусском искусстве житийные иконы получают распространение с XVI века. Литературной основой являются два текста, включенные в состав Великих Четий Миней митрополита Макария в середине XVI века – Сказания о чудесах и описание мучений святого. Икона «Мученик Мина с посмертными чудесами» второй половины XVI века из Воскресенского Горецкого монастыря (ныне в собрании Череповецкого музейного объединения) показывает чудеса святого после перенесения его мощей в Египет. Повествование начинается сценой перенесения мощей в отечество, из Котуана в Малой Азии, где святой принял мученическую смерть, на родину Мины в Египет. Последующие клейма повествуют о чудесах и исцелениях от мощей святого. Первое чудо – воскрешение благочестивого купца, желавшего поклониться мощам святого Мины, но убитого хозяином дома, где купец провел ночь. Святой Мина обличил убийцу и воскресил мертвого. Чудо о блюде рассказывает, как некий Евтропий решил пожертвовать блюдо в храм Мины, но, увидев красоту этого блюда, пожалел о своем намерении и решил красивое блюдо оставить себе, а святому пожертвовать худшее. Святой Мина явился и забрал свое блюдо, а Евтропий раскаялся в содеянном. Женщине Софии святой помог спастись от насильника, задумавшего обесчестить ее: конь злодея пришел в ярость и проволок его до церкви святого Мины. Дальше Мина исцеляет хромого и немую: он повелевает хромому подойти к немой женщине и коснуться ее ноги, от этого немая закричала, а хромой побежал, и таким образом оба получили исцеление. Христианина, получившего у еврея на сохранение ящичек с золотом и задумавшему не возвращать его хозяину, Мина научил следующим образом. Конь христианина встал на дыбы, и из кармана выпал ключик от ларца и перстень. Святой Мина явился в жене христианина и показав перстень потребовал, чтобы она отослала мужу ящичек еврея, иначе с ее мужем случится беда. Таким образом еврею были возвращены его накопления, а христианин раскаялся в содеянном.
Ряд икон подробно показывают мучения святого Мины. Сначала Мина исповедует христианскую веру перед языческим судьей Пиром, который приговаривает посадить святого в темницу, а затем мучить. Святой претерпевает жестокие истязания: его секут волосьими жилами, мучают железными когтями, огнем и отсекают голову. После сцены погребения святого представлен цикл посмертных чудес. Один из самых подробных житийных циклов представлен на иконе «Св. Мина в молении с клеймами жития» XVII века из собрания Русского музея, великомученик изображен в молении Христу, у его ног лежит оружие, средник окружают 24 клейма с повествованием о мучениях и чудесах святого.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.
2. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.
3. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV–XIX веков города Череповца. М., 2009.
4. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995.
5. Нечаева Т.Н., Тарасенко Л.П. Из истории северной русской живописи (три памятника ростово-новгородской традиции) // ПКНО. М., 1998. С. 286-298.
6. Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. М., 2000.