Святой благоверный князь Глеб Андреевич (XII век) – сын владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, владимирский чудотворец. Князь был погребен в Успенском соборе города Владимира, также как и два других сына Андрея Боголюбского. Первоначально они были похоронены отдельно, но не позднее XVII века тела трех братьев были переложены в одну гробницу, причем описи середины XVII века свидетельствуют, что мощи одного из братьев сохранились нетленными и пользуются особым почитанием.

Летописные источники XII века упоминают о трех сыновьях Андрея Боголюбского – Изяславе, Мстиславе и Георгии (Юрии), и ничего не сообщают о Глебе Андреевиче. Самое раннее известие о нем сохранилось в княжеском родословце из Новгородско-Софийского свода тридцатых годов XV века, входящего в состав Софийской I летописи старшего извода. Этот летописец также сообщает о трех сыновьях Андрея Боголюбского, но младший сын назван Глебом, а не Георгием. Это позволило исследователю Е. Е. Голубинскому предположить, что Глеб – это княжеское имя младшего сына Андрея Боголюбского Георгия.

Князь Георгий Андреевич, согласно летописным источникам, в малолетнем возрасте был посажен отцом на княжении в Великий Новгород. После трагической гибели Андрея Боголюбского в 1174 году, отвергнутый новгородцами, он вернулся во Владимир, но был изгнан из Северо-Восточной Руси братом отца Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, который стал Владимирским князем в 1176 году после смерти старшего брата Михаила Юрьевича. Известий о его дальнейшей судьбе русские летописи не содержат. Однако византийские и грузинские источники сообщают, что Георгий Андреевич сначала отъехал к половцам, а затем в Грузию, где в 1185 году стал мужем царицы Тамары. Он несколько раз неудачно участвовал в заговорах против правительницы и был выслан в Византию. О его смерти ничего неизвестно.

Однако Житие благоверного князя Глеба Андреевича, составленное после перенесения его мощей 30 ноября 1702 года (по старому стилю) в Георгиевский предел Успенского собора, считает, что в соборе похоронен неизвестный летописям сын Андрея Боголюбского, который отличался благочестивой жизнью и умер еще при жизни отца в двадцатилетнем возрасте. Житие также сообщает о чудесах, совершенных от нетленных мощей благоверного князя.

В русском искусстве святой благоверный князь Глеб Андреевич представлен, как правило, в виде юноши в княжеских одеждах. Наиболее ранним из дошедших до нашего времени является изображение князя на западной грани северо-западного столпа Архангельского собора Московского Кремля 1652–1666 годов. Встречаются как отдельные изображения князя Глеба Андреевича, так и в числе святых князей и чудотворцев Владимирских, как например, на образе «Князья Владимирские» Ивана Рослякова 1814 года из собрания государственного Русского Музея.

Память святого благоверного князя Глеба Андреевича – 3 июля (20 июня по старому стилю), 6 июля (23 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Сиренов А. В., Преображенский А. С. Глеб Андреевич // Православная энциклопедия. Том XI. М., 2006. С. 562–565.

2. Самойлова Т. Е. Святые русские князья в росписи Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002.

3. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконографическая программа XVI века. М., 2004. С. 189, 193.

4. Из коллекций академика Н. П. Лихачёва: Каталог выставки / ГРМ. СПб., 1993. С. 189–190. Кат. № 423.

5. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.