Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяний святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Согласно Евангельским текстам, Иоанн Предтеча был арестован из-за того, что обличал Ирода Антипу за брак с Иродиадой и «за всё, что сделал Ирод худого» (Лк. 3: 19). На пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей Саломеи, дочери Иродиады. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено, хотя Ирод этого не хотел. По Евангелию, глава Иоанна Предтечи оказалась в руках у Иродиады (Мф. 14: 11). Боясь воскресения святого, она положила главу в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода, не желая погребения тела и главы вместе. По одной из версий, главу Иоанна Предтечи выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода.

Усекновенная глава Иоанна Предтечи обреталась трижды: в IV веке, в середине V века и около 850 года. Предположительно во время правления императора Константина I Великого (306-337) ее нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения святым местам. Во сне им явился Иоанн Предтеча и указал на место, где была скрыта его глава. В дальнейшем глава попала в Эмесу, и была спрятана в пещере и обретена второй раз в 452 году игуменом монастыря архимандритом Маркеллом и положена епископом Эмесы Уранием в монастырской церкви. Главу переносили из города в город, потом в результате арабского нашествия она была снова спрятана и чудесным образом обретена в середине IX века. По преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил откровение о местонахождении реликвии. После этого она была перенесена в Константинополь. В соответствии с древней христианской традицией глава Иоанна Предтечи рано (не позднее V века) подверглась раздроблению, поэтому сведения об обретениях противоречивы.

Благодаря троекратному обретению сложилась богатая и разнообразная иконография событий. Первой сформировалась иконография третьего обретения главы Иоанна Предтечи, которая существует в нескольких вариантах, изображающих разные моменты обретения: два мирянина выкапывают святыню из черной пещеры, процессия перенесения святыни во главе с императором и кадящим патриархом со свитой, богослужение над честной главой. В IX веке на основе третьего обретения складывается иконография первого и второго обретений: два монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой), либо глава лежит на земле, вокруг три человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу. В эпоху позднего средневековья в кратких циклах Жития Иоанна Предтечи обычно использовались собирательные образы обретений: единственное клеймо с изображением обретения, показывающее как два монаха выкапывают главу из пещеры.

В русской иконописи позднего средневековья сложилась самостоятельная традиция изображения обретений главы Иоанна Предтечи. Выделяются ряд памятников второй половины XVI века, в частности, ярославская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской Никольской церкви (Николы Надеина) (1551, ЯМЗ), в которых история обретения разделена на три эпизода: в первом клейме в пещере спят монахи, к ним склоняется Иоанн Предтеча, сообщая о местонахождении святыни; во втором клейме два монаха выкапывают честную главу с помощью заступов; в третьем эпизоде снова изображены один или двое спящих, а под ними в пещере - глава Иоанна Предтечи, окруженная нимбом, над спящими склоняется Иоанн Предтеча.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) – Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Третье обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Ткаченко А.А., Э.П.А., Лисовой Н.Н., Артюхова Т.А., Королёв А.А., Турилов А.А., Устинова Ю.В., Иванова Ю.В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

3. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. N.Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

4. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

5. Творогов О.В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

6. Бродовая Ю.В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.

7. Шалина И.А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

8. Бродовая Ю.В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

9. Бродовая Ю.В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

10. Царевская Т.Ю. Тема обретений главы Иоанна Предтечи в новгородских росписях XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 449–459.

11. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. М., 1994.

12. Иконы Ярославля XIII – XVI веков. М., 2002.

13. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009.