В этом иконографическом варианте великомученик Георгий изображен юношей с темными кудрявыми волосами. Святой представлен в виде воина в доспехах и с копьем в молитвенной позе с усеченной главой в левой руке. Спаситель, находящийся в правом верхнем сегменте, одной рукой возлагает мученический венец на голову Георгия, а в другой держит свиток. Справа внизу под левой рукой великомученика также изображен свиток с текстом. Изображение фигуры святого, как правило, поясное, но встречаются также композиции и с полнофигурными изображениями. Эта иконография получила наименование «кефалофорос» (от κεφαλ? – голова и φ?ρω – нести) и была широко распространена в поствизантийском искусстве в XV – XVII веках.
Литературной основой данного иконографического варианта послужили тексты Жития святого, составленные византийскими агиографами. Согласно этим текстам император Диоклетиан подверг многочисленным жестоким мучениям святого Георгия, желая заставить его отречься от Христа и принести жертвы языческим богам. Георгий мужественно переносил все страдания. Разгневанный Диоклетиан, увидев, что великомученик остается невредимым после истязаний, приказал отрубить ему голову. Великомученик Георгий был казнен 23 апреля в Великую пятницу.
Изображения Георгия-кефалофора известны с XV века, но по предположению некоторых исследователей подобная композиция могла существовать и ранее. Данная композиция представлена на критской иконе «Георгий с отсеченной головой» XVI – XVII века из собрания Государственного Исторического музея.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Виноградов А.Ю., О.Н.А., Турилов А.А., О.В.Л., Жарикова Т.А. и др. Георгий // Православная энциклопедия. Том X. М., 2006. С. 665–692.
2. Овчинникова Е.С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собрании ГИМ // Византия: Сборник в честь В.Н. Лазарева. С. 164–171.
3. Поствизантийская живопись: Каталог выставки. Афины, 1994. Кат. 59. С. 217.
4. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.
5. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.
6. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.