Житийные циклы великомученика Георгия Победоносца встречаются в монументальных росписях храмов с XI века. Наиболее древние иконы с житийными клеймами относятся к XIII веку.
Житийные циклы включают сюжеты, взятые как из канонических текстов Жития святого, так и из апокрифов. Их условно можно разделить на три группы: сцены из Жития, прижизненные чудеса и посмертные чудеса. Начинаются житийные циклы, как правило, со сцены приведения великомученика к императору (или консулу), языческое заблуждение которого святой обличает, и перед которым исповедует христианскую веру или сценой раздачи имущества нищим. Значительная часть сюжетов посвящена изображениям мучений святого Георгия, таких как мучение камнем (святому положили на грудь огромный тяжелый камень), колесование (святого растягивали на колесе), бичевание у столба, мучение воловьими жилами, мучение ядом (маг Афанасий поднес Георгию чашу с ядом, которую святой, произнеся молитву, выпил и остался жив) и других. К группе сцен из Жития относятся также приведение великомученика в темницу, моление святого Георгия в темнице и беседа с женой императора Александрой, которая открыто исповедала Христа после того, как языческие идолы были повержены крестным знамением великомученика (из апокрифов). Из прижизненных чудес встречаются изображения следующих сюжетов: воскресение из мертвых (после молитвы великомученика одна из могил на кладбище разверзлась, и из нее воскрес умерший несколько столетий назад человек), оживление вола бедного крестьянина Гликерия (святой по просьбе крестьянина Гликерия оживил быка, который пал на пашне, после этого Гликерий уверовал в Христа) и сокрушение идолов, из посмертных – «Чудо Георгия о змие», «чудо об избавлении из плена пафлагонского юноши». Заканчивается житийный цикл, как правило, сценами усекновения главы и погребения великомученика.
В древнерусском искусстве древнейшие изображения житийных сцен великомученика Георгия находятся в Георгиевском приделе Киево-Софийского собора (1040-е годы). Иконы с житийными клеймами встречаются с XIV века. Кроме сюжетов, используемых в византийских памятниках, житийные циклы древнерусских икон включают сцены, не встречающиеся в византийских произведениях, например, изображения мучения раскаленными железными сапогами, мучения в медном раскаленном изваянии вола, а также посмертных чудес – чудо о сарацине (сарацин, выстреливший в образ великомученика, упал сраженный собственной стрелой, после этого он уверовал во Христа, раскаялся и получил перед образом Георгия исцеление) и чудо явления святого императору и придворным после смерти и наказания их небесным огнем. Примером житийного образа великомученика Георгия Победоносца может служить икона с 16 клеймами мастера Феодосия 1510 года из собрания Центрального музея имени Андрея Рублева.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Виноградов А.Ю., О.Н.А., Турилов А.А., О.В.Л., Жарикова Т.А. и др. Георгий // Православная энциклопедия. Том X. М., 2006. С. 665–692.
2. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.
3. Попов Г.В. Художественная жизнь в Дмитрове в XV – XVI веке. М., 1973.
4. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. 27, 30, 38.
5. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XIX века: каталог выставки / Ред.-сост., вступ. ст., кат. ст. Н.И. Комашко. М., 2010. Кат. 28.
6. Боброва А.Б. Икона «Чудо Георгия о змие, с житием» конца XVI – начала XVII века из церкви Георгия «на площадке» в Костроме // Краеведческий альманах «Костромская земля». Вып. 6.
7. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.