Преподобный Сергий Радонежский (около 1314 – 1392) – величайший русский святой, основатель Троице-Сергиевой лавры, «игумен земли русской» – родился в Ростове Великом в боярской семье Кирилла и Марии. В крещении получил имя Варфоломей, около 1328 года семья переехала в Радонеж. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он удалился в пустынное место на гору Маковец. Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий и построил церковь в честь Святой Троицы. Старший брат Стефан не выдержал трудностей пустынножительства и перешел в Московский Богоявленский монастырь. Постепенно вокруг преподобного Сергия стали собираться иноки, искавшие его духовного руководства. После увеличения численности братии в 1354 году епископ Афанасий рукоположен Сергия и возвел в сан игумена в городе Переславле-Залесском. По благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре введен общежительный устав. После высказанного братией недовольства строгими порядками в монастыре Сергий удалился на новое место, основав Киржачскую Благовещенскую обитель. Затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к преподобному Сергию приходил за благословением князь Дмитрий Донской – эти сведения появляются в источниках XVII века, поэтому иногда оспариваются исследователями. Его ученики и последователи основали более 40 монастырей. Мощи святого Сергия были обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора.
Древнейшая редакция Жития преподобного Сергия была создана его учеником Епифанием Премудрым. Во второй половине XVI века текст переработал Пахомий Серб, который также написал службу святому Сергию и Похвальное Слово. В 1640-х годах келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин составил редакцию Жития с новыми чудесами, опубликованную по повелению царя Алексея Михайловича в 1646 году. Житийные циклы вариативны. Они иллюстрируют разные редакции Жития и чудес. Древнейшей житийной иконой преподобного Сергия является образ с поясным изображением святого в среднике и 19 клеймами жития из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, авторство приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется около 1480 года или 1492 годом. В клеймах представлены основные события жития и чудес. Традиционно житийный цткл начинается с рождения святого, потом следует Научение грамоте, в котором старец благословляет отрока Варфоломея. Далее следует Пострижение святого, Поставление в диаконы, Поставление в иереи. Один из распространенных сюжетов показывает Изведение источника: братия роптала на отдаленность источника воды, который забил по молитве святого. Одно из клейм изображает приход послов от патриарха Константинопольского Филофея с послание об устроении общежития в монастыре. Повествование житийного цикла заканчивается погребение святого и посмертным чудесами у мощей. Особое место в житийном цикле преподобного занимают сюжеты духовной победы над бесами, изгнания бесов.
Среди прижизненных чудес часто присутствуют воскрешение умершего младенца по молитвам святого Сергия, Служение божественной литургии святым Сергием с Ангелом и Видение божественного огня на литургии. За свою подвижническую жизнь преподобный Сергий в своей келье во время молитвы удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Иоанном. Во время этого чудесного посещения Богоматерь известила преподобного, что всегда будет покровительствовать подвизающимся в Троицкой обители и не оскудеет благодать от святого места сего. Явление Богоматери часто изображается к клеймах житийных икон и является самостоятельным сюжетом в иконописи. Один из гостей монастыря был греческим епископом, который не верил в святость преподобного Сергия и лично хотел увидеть святого. По дороге он ослеп и по молитвам преподобного исцелился. Это событие называется: Чудо исцеления ослепшего греческого епископа.
Среди посмертных чудес наиболее часто изображается Исцеление Захария Бороздина. Захария Бороздин – тверской вельможа – заболел и исцелился после того как дал обет посетить обитель Сергия и с верою вкушал хлеб из монастыря. Он не выполнил своего обета и вновь заболел сильной зубной болью, во сне ему явился Сергий и отнес его в обитель к раке с мощами, больной исцелился, затем Сергий перенес его домой, где больной проснулся здоровым.
Память преподобного Сергия отмечается дважды 8 октября (25 сентября по старому стилю, преставление) и 18 июля (5 июля по старому стилю, обретение мощей).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
2. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М.: Русскiй Хронографъ, 2002.
3. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.,1876.
4. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982.
5. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977.
6. 1000-летие русской художественной культуры. Кат. выст. М., 1988.
7. Зубов В.П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 145–158.
8. Гусева Э.К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию») // Искусство средневековой Руси: Сб. статей. М., 1999. С. 120–138.
9. Русские святые: 1000 лет русской святости. М., 2000.
10. Евсеева Л.М. К вопросу о датировке иконы «Сергий Радонежский с клеймами жития» из надвратной церкви Троице-Сергиева монастыря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы IV международной конференции 20 сентября — 1 октября 2004 года. М., 2007. С. 161–172.
11. Преподобный Сергий Радонежский. Альбом / Авт.-сост. Н.Н. Чугреева. М., 1992.
12. Иконы XIII – XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., 2007.