Житийные циклы великомученика Димитрия Солунского включают изображения сцен из Жития святого и изображения посмертных чудес. В византийском искусстве подобные циклы встречаются в миниатюрах рукописей, монументальных росписях храмов, и предметах декоративно-прикладного искусства с XI века. Например, на серебряном реликварии XII века из монастыря Ватопед изображено пять сцен из Жития великомученика. Наиболее древние иконы с житийными клеймами относятся к XIV веку.

Циклы сцен из Жития в памятниках византийского и поствизантийского искусства XII – XVI века включают следующие сюжеты: проповедь святого на площади города, приведение Димитрия к императору, моление святого в темнице, сцена умерщвления скорпиона с помощью крестного знамения в темнице («чудо со скорпионом»), благословение святым Нестора на бой с единоборцем Лием, император с супругой на стадионе, борьба Нестора и Лия, казнь Нестора, убиение Димитрия, погребение великомученика. Изображения посмертных чудес святого в житийных циклах этого времени, как правило, немногочисленны. Среди них встречается сцена с чудом «Об эпархе Мариане», в которой изображается тяжело заболевший от чревоугодия и других плотских страстей эпарх Иллирика Марианн, получающий исцеление после того, как проводит по указанию явившегося во сне Димитрия Солунского ночь в храме святого. Также циклы включали изображения чудес, связанных с помощью жителям города Фессалоники в трудных обстоятельствах, таких как чудо «Об осаде города», чудо «О явлении ангелов», чудо «О помощи великомученика в голоде» и чудо о царе Калояне. Чудо «Об осаде города» повествует о том, как великомученик Димитрий остановил стремительно выступившее против Фессалоник многочисленное войско авар и славян, не позволив воинам найти ночью дорогу к городу. Когда авары и славяне, потеряв время, подошли к городу и приступили к штурму, Димитрий Солунский сбросил первого поднимающегося по лестнице воина на копья идущих за ним, чем привел в смятение все войско. Потерпев неудачу, авары и славяне решили осадить город. Чудо «О явлении ангелов» описывает видение некоего иллюстрия в храме святого на третий день осады. Он увидел ангелов, которых Господь послал к Димитрию Солунскому с повелением покинуть Фессалоники за грехи жителей. Но великомученик, готовый пожертвовать собой, отказался оставить город. На другой день осаждавшее Фессалоники войско отступило. Однако жители города начали страдать от голода, поскольку авары и славяне уничтожили все посевы. Чудо «О помощи великомученика в голоде» рассказывает о том, как Димитрий Солунский явился во сне капитану кораблей с хлебом, направляющихся в Константинополь, и велел идти за собой. Святой привел корабли в Фессалоники и спас погибающих от голода жителей.

В древнерусском искусстве житийные циклы встречаются на иконах с конца XV века, но, вероятно, существовали и более ранние памятники: известно упоминание об окладе к иконе великомученика Димитрия Солунского из Дмитриевского собора конца XIV – начала XV века со сценами из Жития на полях (утрачен во время Отечественной войны 1812 года). Кроме сюжетов, используемых в византийских памятниках, житийные циклы древнерусских икон включают сцены, не встречающиеся в византийских произведениях, например, изображение исцеления эпарха Иллирика Леонтия или сцену его чудесной переправы с реликвиями великомученика через воды Дуная. Кроме того, в житийных клеймах встречается изображение чуда о двух девицах, которые по преданию попали в плен, но после того как вышили образ Димитрия Солунского, были возвращены святым домой. Некоторые житийные циклы содержат сцены с изображением истязания великомученика различными способами, что, вероятно, связано со стремлением уподобить Димитрия Солунского широко почитаемому на Руси великомученику Георгию Победоносцу. Примером житийного образа великомученика Димитрия Солунского может служить икона с 14 клеймами конца XV – начала XVI века из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

С XVIII века в житийные циклы включаются сцены рождества и крещения Димитрия Солунского, а также сцена с родителями, обучающими святого поклоняться святым иконам Спасителя и Богородицы, как, например, на иконе начала XVIII века из собрания Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванова О.В., Турилов А.А., Лукашевич А.А., Преображенский А.С. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. Том XV. М., 2007. С. 155–195.

2. Попов Г.В. Из истории древнейшего памятника города Дмитрова // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 198–216.

3. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.

4. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.

5. Корина О.А. Дмитрий Солунский // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, № 2, № 14. М., 1995.

6. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.