Автором иконы «Богоматерь Владимирская – Древо Государства Московского» был служилый «дворянин московский» и «царский изограф» Симон (в крещении Пимен) Федорович Ушаков (1626-1686), написавший ее в 1668 году для церкви Троицы в Никитниках. Эта икона – одна из самых известных его работ. Авторство подтверждается датирующей надписью внизу на изображении кремлевской стены: «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ». Размер иконы – 105 х 62 см., в настоящее время она находится в Третьяковской Галерее.

Икона выражает единую историю Руси и Русской Православной Церкви, церковно-государственное почитание Владимирской иконы Божией Матери в эпоху царя Алексея Михайловича. В основе иконографии лежит идея Божественного покровительства царствующему дому и государству Московскому, являемого Владимирской иконой. Икона не имеет надписи с названием, поэтому известна под разными названиями: «Богоматерь Владимирская – Покровительница государства Московского», «Насаждение древа государства Российского», «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Она представляет древо Московского царства, произрастающее из Успенского собора Московского Кремля. Медальон с образом Владимирской иконы Богоматери помещен в центре иконы, среди ветвей и цветов. Князь Иван Калита насаждает древо у подножия Успенского собора, а митрополит Петр поливает корни растения из кувшина, с их именами традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Петр начал строительство Успенского собора Московского Кремля, где ныне покоятся его мощи. По сторонам от них – царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. От древа идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.

Главные плоды древа – русские святые, изображенные в медальонах-венках со свитками-молениями в руках. Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Симон Безмолвник, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак.

Многие исследователи отмечают, что композиция произведения восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей», которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева». Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова это древо символизирует духовные подвиги изображенных. Их родство в том, что все они – святые Русской земли. Московское царство, а точнее – Кремль – его духовный и политический центр.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Щенникова Л. А. Икона «Древо Государства Московского» // Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. Кат. № 82. С. 252–253.

2. Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова “Богоматерь Владимирская”, “Древо Московского государства”, Похвала богоматери Владимирской” (Опыт историко-культурной интерпретации) // ТОДРЛ. Л., 1985. С. 290–308.

3. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

4. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

5. Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 9–19.

6. Бусева-Давыдова И. Л. Пространственные построения в работах Симона Ушакова // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 20–31.

7. Бекенева Н. Г. Симон Ушаков. Л., 1984.

8. Липатова С. Н. «Имея талант иконописательства, врученный моему ничтожеству…» О русском иконописце XVII века Симоне Ушакове.