Последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов (Мф. 26: 17-35; Мк. 14: 12-31; Лк. 22: 7-38; Ин. 13: 1-17) происходила накануне иудейской Пасхи, по обычаю сопровождалась ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение – преломив хлеб и подав своим ученикам чашу с вином со словами: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мф. 26: 26-28; Мк. 14: 22-24; Лк. 22: 19-20). Так было учреждено таинство Евхаристии, представляющее собой центральный момент христианской литургии. В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической композицией Евхаристии ("Причащение апостолов"), получила распространение историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно иллюстрирующая евангельский текст.

Иконы Тайной Вечери изображают трапезу в Сионской горнице накануне крестных страданий Христа. Христос и апостолы сидят за столом. Христос изображается в момент освящения хлеба и вина или причастия одного из учеников.

Символическое изображение Евхаристии встречается уже в раннехристианском искусстве: в живописи катакомб (III – IV веков) нередки изображения хлебов и рыбы, которые символизировали это центральное Таинство Церкви. Кроме этого, уже в катакомбах встречаются изображения неких христианских трапез верующих вокруг стола, на котором могут лежать хлебы, рыба, стоять сосуды. Однако нельзя с уверенностью сказать, что все эти сцены есть изображения конкретного события – Тайной вечери. Первое изображение трапезы, которое можно точно идентифицировать как Тайную вечерю, содержится в Евангелии из Россано VI века. Христос и двенадцать апостолов возлежат у полукруглого стола, на который помещен большой сосуд – блюдо. Иногда на блюде изображалась рыба, служившая символом евхаристической Жертвы. Самое почетное место за столом, первое слева, занимает Иисус Христос. Иуда Искариот, изображавшийся, как правило, протянувшим руку к блюду (Мф. 26: 23), часто помещался напротив Христа (например, на миниатюре Хлудовской Псалтири), так зримым образом подчеркивалось его противление Богу.

Со временем композиция сцены несколько меняется. Позднее почетное место Христа переносится в центр стола, а апостолы восседают справа и слева от Спасителя. На иконах средневизантийского периода появляется архитектурный фон – образ Сионской горницы. Апостолы уже не возлежат, а сидят вокруг стола, причем так, что некоторые оказываются как бы спиной к зрителю. Рядом с Христом изображается Иоанн Богослов, положивший голову на грудь Спасителя (Ин.13: 23), а следом за ним уже Петр. Иуда, как и в более ранних памятниках протягивает, руку к блюду. В фигурах апостолов появляется оживленное движение: они поворачиваются друг к другу, склоняют головы, динамично жестикулируют. Очевидно, что передается конкретный исторический момент предсказания о предателе: апостолы опечалены, в смятении каждый переспрашивает «не я ли, Господи?»

Великий Четверток (воспоминание Тайной Вечери) – четверг Страстной Недели.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

2. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982.

3. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

4. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905

5. Нефедова Н. Изображение Евхаристии в церковном искусстве. Интернет-издание: «Татьянин день».

6. Круг Григорий, инок. Мысли об иконе. Париж, 1978.

7. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.

8. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.

9. Фельми Карл Христиан. Иконы Христа. М., 2007.