Страстная икона относится к иконографическому типу Одигитрии. Голова Богородицы наклонена к сидящему на Ее руках Младенцу Христу. Своими руками Богомладенец держится за правую руку Богородицы: правой рукой он держит ее большой палец, а левой сжимает кисть. Страстная икона Божией Матери получила название по изображению по сторонам двух ангелов, несущих в покровенных руках орудия Страстей Христовых – крест, губку и копье. На большинстве икон голова Младенца Христа повернута к подлетающему ангелу.

Древнейшее известное изображение этого типа в русской иконописи – Богоматерь Страстная XIII века (собрание Калязинского музея). В византийском искусстве с XI века получают распространение иконы Богоматери с Младенцем Христом, где по сторонам от фигуры Богоматери помещаются образы поклоняющихся Ей ангелов. Позже в XII – XIII веках тема поклонения дополняется темой страстей Христовых. Характерный иконографический извод сложился в итало-критском искусстве XV века, прежде всего в произведениях Андреаса Рицоса (1422–1492), которого, по-видимому, можно считать автором данного иконографического извода.

На Руси подобная иконография получила распространение в XVII веке после прославления чудотворной иконы в Нижнем Новгороде. Согласно «Сказанию о палецкой иконе», крестьянка нижегородского села Палец получила исцеление по молитве этому образу. В 1641 года образ принесен в Москву и, по повелению царя Михаила Федоровича, с иконы сделан список, а сама икона возвращена в 1645 году в село Палец. Сделанный в Москве список с чудотворной палецкой иконы был установлен в каменной церкви Богоматери Одигитрии, построенной в 1646 году у Тверских ворот в память о встрече на этом месте палецкого чудотворного образа. Церковь стала соборным храмом девичьего монастыря, устроенного при ней повелением царя Алексея Михайловича. С середины XVII века монастырь именуется Страстным. После закрытия монастыря в ХХ веке икону перенесли из монастырского собора в церковь Воскресения в Сокольниках, где она находится в настоящее время.

Страстная икона Божией Матери из Московского Страстного монастыря почиталась чудотворной, и общерусское празднование было установлено в шестое Воскресенье по Пасхе, в память первого чуда, совершенного в Нижнем Новгороде от иконы, и 26 августа (13 августа по старому стилю), в воспоминание встречи иконы в Москве.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII – XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. Каталог № 25 С. 104– 105.

2. Сидоренко Г.В. Чудотворный образ "Богоматери Страстной" в России // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1999.С. 96– 103. Ил. На с. 98.

3. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.

5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993. С. 106.

6. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

7. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.

8.Святые образы: Русские иконы XV – начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.