Ветхозаветный пророк Осия в христианской традиции относится к двенадцати малым пророкам. Он происходил из колена Иссахарова и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. Пророческое служение Осии продолжалось более 60 лет. Он скончался в глубокой старости – около 820 года до Р.Х. Есть основания предполагать, что Осия – левит или священник. Во всяком случае, он был близок к кругам израильского духовенства. Сам пророк говорит о трагедии в личной жизни: он взял в жены женщину, которая оказалась ему неверна.

Во время ассирийского нашествия пророк призывал народ перенести нашествие и сохранить в чистоте веру, напоминал, что бедствия посылаются для нравственного вразумления и воспитания грешников. Пророк предсказывал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение, и не будет Ааронова священства (Ос. 3: 4), и что по всей земле распространится истинное богопознание (Ос. 2: 20), указывая на будущее обращение язычников ко Христу. «Церковь Христова всемирна, все народы всех времен станут детьми Божиими, – учил пророк, – ибо Господь помилует непомилованную (Ос. 2: 23), и она, языческая пустыня (все ветхозаветные народы), процветет». Осия говорил об исцелении духовном от первородного греха (Ос. 6), о возвращении Христа из Египта (Ос. 11: 1, ср. Мф. 2: 15), о Его воскресении в третий день (Ос. 6: 3, 1 Кор. 15: 4), освобождении от ада и смерти, когда смертное облечется в бессмертие. «Пожерта бысть смерть победою, – апостол повторяет слова пророчества Осии, – где ты, смерте, жало, где ти, ада победа» (1 Кор. 15, 54–55, Ос. 13: 14) ибо вход в рай открылся всем.

Пророк Осия по традиции изображается старцем, в синем хитоне, коричневом, охристом или вишневом гиматии, на ногах сандалии, в иконографии пророка встречаются и другие цветовые сочетания одежд. В руках свиток с цитатой из книги пророка (Ос. 14: 6). Более молодым пророк Осия изображен на миниатюре в Туринской части "Толкования на Книги пророков" Х века (Турин, Национальная библиотека), старцем – на миниатюре Минологии Василия II (Константинополь, 985 год, Ватиканская библиотека, Рим). В иконописи пророк Осия представлен на иконах пророческого ряда иконостасов, например, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497, ГРМ).

Память пророка Осии приходится на 30 октября (17 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лелекова О.В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973. Вып. 28. С. 131–146.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Исследования и реставрация. М., 1988. № 60.

3. Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. М., 2011.

4. Прот. Николай Погребняк. Пророки: иконография и гимнография. // Московские епархиальные ведомости. 2004. № 11-12.

5. Успенские М.И. и В.И. Лицевой месяцеслов греческого императора Василия II. СПб., 1903.

6. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986. № 113.

7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.

8. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского монастыря / Сообщения Государственного Русского музея, VIII. Л., 1964.

9. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI в. М., 1975.