Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна (Ин. 20: 24–9), повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязающего раны Спасителя и тем самым уверившегося в истинности Его воскресения.

В первый день после Воскресения вечером, когда двери дома, где собирались апостолы, были заперты из опасения от иудеев, явившийся Спаситель уверил учеников в истинности своего Воскресения. Когда пришел Фома, другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Но он ответил им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Явился Иисус, когда двери были заперты, стал посреди и сказал: «Мир вам!» Потом обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие...». Согласно традиции, кроме Христа и Фомы, на иконе изображены апостолы, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя (Ин. 20: 19–23).

В центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Христос. С двух сторон от него компактными группами располагаются десять апостолов. Слева от Христа склоненный апостол Фома, протягивающий свою руку к Христу и прикасающийся к его прободенным ребрам.

К наиболее ранним изображениям этого сюжета в иконописи относятся икона-таблетка конца XV века из Софийского собора в Новгороде (НГОМЗ), икона Дионисия 1500 года из Троицкой церкви Павло-Обнорского монастыря (ГРМ), икона из собрания Морозова (около 1500 года, ГТГ), икона из Тихвинского монастыря 1560-х годов в собрании Русского музея (ГРМ), икона второй половины XVI века из собора Рождества Богородицы в Суздале (ГВСИАХСЗ).

Событие вспоминается в первое воскресенье после Пасхи (Неделя Фомина или Антипасха).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982. Кат. № 63. С. 301–320.
  2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  3. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Святой Софии в Новгороде. М., 1977.
  4. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997.
  5. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.
  6. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1978. С. 317.