В композиции «Лоно Авраамово» изображается восседающий в раю святой праотец Авраам, на груди у которого за пазухой находится праведный Лазарь. Вместо Лазаря могут быть изображены души праведников в виде маленьких фигурок людей. В некоторых случаях рядом с Авраамом восседают праведные праотцы Исаак и Иаков. Иногда на груди Исаака и Иакова также изображены души праведников.
В основе этой композиции лежит евангельская притча о богаче и бедном Лазаре, рассказанная Иисусом Христом в доме одного из начальников фарисеев. Эта притча о богатом человеке, который носил дорогие одежды и каждый день устраивал пиры, в то время как у его ворот лежал в струпьях нищий Лазарь, желая получить для пропитания хотя бы крошки со стола богача. Прошло время, и умер нищий «и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16: 22). Богач после своей смерти попал в ад. Испытывая мучения, он стал просить Авраама, чтобы Лазарь омочил прохладной водой ему язык. Получив отказ, богач стал просить Авраама отпустить Лазаря к своей семье, чтобы он рассказал про его мучения. Но Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).
В монументальных росписях «Лоно Авраамово» может быть включено в композицию «Страшного Суда». В станковой живописи эта композиция встречается на дверях в жертвенник. Например, клеймо «Лоно Авраамово» располагается в верхней части двери в жертвенник конца XVI – начала XVII века из Воскресенской Лещевской церкви бывшего Кадниковского уезда Вологодской губернии, которая сейчас находится в собрании Вологодского Государственного музея-заповедника.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Э.Н.П., Квливидзе Н.В., Шукуров Р.М. Авраам // Православная энциклопедия. Том I. М., 2000 . С. 149–155.
2. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М. 1995. № 162/163.