Апостол Андрей Первозванный – один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Согласно евангельским текстам, он был первым, кто последовал за Спасителем: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 17–20), поэтому апостола Андрея называют Первозванным. До встречи со Спасителем он был учеником Иоанна Крестителя (Ин. 1: 40).

Об избрании Иисусом Христом апостолов свидетельствует евангелист Лука: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк: 6, 12–13). Апостолы были призваны стать свидетелями земной жизни Иисуса Христа, Его смерти на кресте и Воскресении из мертвых на третий день: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк: 24, 46–49). Исполнившись Святого Духа в пятидесятый день по Пасхе, они стали проповедниками Слова Божия и устроителями новой Церкви.

После обретения дара Святого Духа Андрей Первозванный отправился с евангельской проповедью к язычникам. Сведения о его апостольском служении сохранились в апокрифических текстах и предании, на основе которых в первой половине IX века Епифанием Монахом было составлено «Житие Андрея». Согласно этому тексту, Андрей Первозванный совершил три путешествия вдоль берегов Черного моря, обращая в христианство народы, населяющие побережье, в том числе и скифов. В составе Повести Временных Лет сохранилось «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», которое сообщает о том, что во время проповеди в скифских пределах апостол Андрей Первозванный посетил места, где впоследствии появились Киев и Новгород, а место основания Киева он благословил, установив на берегах Днепра крест.

Обращая язычников ко Христу, апостол Андрей совершил многочисленные чудотворения. Упорствующие в своем язычестве подвергали святого гонениям. В городе Патры (Греция) апостол Андрей был схвачен, заключен в тюрьму и распят на косом кресте, который впоследствии получил название «Андреевского креста».

В византийском и древнерусском искусстве апостол Андрей Первозванный изображается с седыми взъерошенными волосами и небольшой бородой в хитоне и гиматии. Древнейшее дошедшее до нашего времени изображение относится к IV – V веку и находится катакомбах в Кармузе в Египте. В древнерусском искусстве образ Андрея Первозванного со свитком в руке часто входил в состав деисусного ряда высокого иконостаса. Например, икона «Апостол Андрей» 1408 года из иконостаса Успенского собора во Владимире (собрание Третьяковской Галереи).

День памяти апостола Андрея Первозванного – 13 декабря (30 ноября по старому стилю), 13 июля (30 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Виноградов А.Ю. и др. Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. Том III. М., 2000. С. 370–377.

2. Свящ. Константин Польсков и др. Апостолы // Православная энциклопедия. Том III. М., 2000. С. 103–112.

3. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. Каталог-альбом. Сост. Попов Г.В., Дудочкин Б.Н, Шередега Н.Н. М., 2010. С. 254.

4. Pillinger R. Der Apostel Andreas: Ein Heliger von Ost und West im Bild der fruhen Kirche. W., 1994.

5. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. № 79. С.358–363.