Волхв Валаам – древневосточный маг, благословивший народ Израиля во времена скитания в пустыне после исхода из Египта. Слова Валаама «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24: 17) истолковывались как пророчество о приходе Мессии.

Согласно Книге Чисел Валаам жил в Пеоре на берегу Евфрата. Когда народ Израиля подошел к равнинам Моава, царь моавитян Валак, устрашившись силы и многочисленности этого народа, дважды посылал за Валаамом: «Приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Числ. 22: 6). В первый раз по велению Господа Валаам отказал послам. Во второй раз волхв согласился пойти к Валаку, но предупредил, что будет делать только то, что ему укажет Господь. В пути Ангел Господень с обнаженным мечом в руке трижды вставал на пути у ослицы Валаама, останавливая ее. Валаам, не видя Ангела, стал бить ослицу палкой. Тогда Господь отверз уста ослице, и она взмолилась человечьим голосом. У Валаама открылись глаза, и он увидел Ангела и поклонился ему. «И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе» (Числ. 22: 35).

Валаам трижды приказывал царю моавитян Валаку принести жертву, трижды поднимался он на возвышенное место и обращался к Господу, и трижды Господь вкладывал в уста Валаама благословение народу Израиля: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него» (Числ. 23: 19–21). В то же время Валаам посоветовал Валаку отвратить сынов Израилевых от Господа с помощью дочерей Моава. За это он был убит во время войны израильтян и моавитян.

В текстах Ветхого Завета отношение к Валааму как к языческому волхву отрицательное. Но его пророчество о Мессии ставит Валаама в один ряд с пророками, предсказавшими Боговоплощение.

Тема воплощения Иисуса Христа имела большое значение в раннехристианскую эпоху, поэтому изображения Валаама со звездой, или с Ангелом и ослицей встречаются в росписях катакомб или на саркофагах, как например, в катакомбах Петра и Марцелины (III – IV век).

В древнерусском искусстве изображения Валаама также встречаются в росписях храмов. Древнейшим памятником подобного рода является фрагмент композиции «Явление Ангела Господня Валааму» 1037 – 1045 годов из собора Святой Софии в Киеве. В иконописи Валаам в числе других пророков, предсказавших рождение Бога от Девы, представлен в иконографии «Похвала Богородице», как например, на иконе XIV века из собрания Государственного Русского Музея. Иногда образ Валаама можно встретить в пророческом ряду высокого иконостаса.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Валаам // Православная энциклопедия. Том VI. М., 2003. С. 506–508.

2. Greene J. T. The Balaam Figure and Type before, during, and after the Period of the Pseudepigrapha // JSP. 1991. Vol. 8. P. 67–110.

3. Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 136. С. 422.