Святой праотец Рувим – старший сын Иакова.
В книге Бытия повествуется о том, что Исаак благословил своего сына Иакова отправиться в Месопотамию и взять в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки, матери Иакова. У Лавана было две дочери: старшая дочь Лия была слаба глазами, а младшая Рахиль была прекрасна лицом и станом. Иаков полюбил Рахиль, но Лаван обманом заставил его жениться сначала на Лии, и только потом отдал в жены Рахиль. Лия родила Иакову шесть сыновей, первенца она назвала Рувим (Быт. 29: 32).
Рувим несколько раз упоминается в Ветхом Завете. Когда его братья из зависти решили убить Иосифа, которого Исаак любил больше остальных сыновей, Рувим остановил их, предложив бросить Иосифа в ров в пустыне, с тем, чтобы потом освободить его и вернуть отцу. Братья послушали Рувима, но пока старший брат отсутствовал, они достали Иосифа изо рва и продали купцам. Рувим, не обнаружив Иосифа во рву, пришел в отчаяние (Быт. 37: 21–30).
Несмотря на то, что Рувим был первенцем, Иаков не благословил его быть старшим в роде, поскольку Рувим овладел Валлою, наложницей отца: «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего» (Быт. 49: 3–4).
У Рувима было четыре сына: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми (Быт. 46: 9).
В древнерусском искусстве праотец Рувим изображался в числе ветхозаветных праотцев и пророков. Первоначально подобные изображения встречались в монументальных росписях храмов. Например, в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502–1503). Позднее, с XVI века, иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса. На иконах из праотеческого ряда Рувим, как правило, изображается в виде старца, как, например, на иконе «Святой праотец Рувим» 1600 года из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Память святого праотца Рувима – в Неделю святых праотец и отец.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Воронцова Л.М. Иконы и фрески Троицкого Собора. Свято-Троицкая Лавра, 2003.
2. Костромская икона XIII – XIX веков. М., 2004.