Пророк Аггей – первый послепленный пророк, десятый в ряду малых пророков, автор названной его именем книги. Время служения датируется достаточно точно благодаря указаниям на даты пророческий речей – 520 год до Р. Х. Имя пророка означает «праздничный» или «рожденный в праздник».

О личности пророка достоверных сведений не сохранилось. Согласно жизнеописанию пророков, возможно восходящему к более раннему еврейскому источнику и дошедшему до нас в разных рецензиях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, Аггей родился в Вавилоне в священнической семье и юношей прибыл вместе с Зоровавелем в Иерусалим. Здесь он был очевидцем восстановления храма, а после смерти с почестями похоронен на месте упокоения священников. Персидский царь Кир позволил евреям возвратиться в Иудею и восстановить иерусалимский храм. Однако восстановление вскоре прекратилось, из-за бедности иудеи потеряли интерес к строительству храма и больше заботились об устройстве собственных жилищ (Агг. 1: 4, 9). Проповеди пророка вдохновили весь остаток народа на восстановление храма (1: 12–15). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2: 14–19). Книга пророка Аггея состоит из четырех пророческих речей.

Иконография Аггея отвечает общей типологии изображения пророков – Аггей облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток с текстом (Агг. 1: 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии Аггея не существовало. Одно из первых известных изображений – в мозаиках алтаря кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550–565) – погрудное изображение средовека с темными короткими волосами).

Предположительно изображение пророка Аггея было в росписи начала XV века в церкви архангела Михаила в Сковородском монастыре. На миниатюре в Книге пророков 1489 года (РГБ.) Аггей представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами серо-голубом хитоне и гиматии цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой – развернутый свиток. Одно из ранних изображений Аггея в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 года из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ). Аггей представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. В иконописном подлиннике новгородской редакции (XVI век) Аггей описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало ХVШ века), «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши».

Память пророка Аггея празднуется церковью 29 декабря (16 декабря по старому стилю) и в Неделю праотец.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Свящ. Афанасий Гумеров, Никифорова А. Ю., Журавлева И.А. Аггей. // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 248– 250.

2. Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в. // Сборник на 1873 г. Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее. — М., 1873.

3. Bardtke H. // LCI. Bd. 1. Sp. 80–81

4. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

5. Ерминия или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701–1733 год / [Пер.] Порфирия, еп. Чигиринского. Киев: тип. Киевопечерской лавры, 1868.